Абалкин Леонид Иванович
Аба́лкин Леони́д Ива́нович (5.5.1930, Москва – 2.5.2011, там же), советский и российский экономист, специалист в области методологии и истории экономической науки, проблем экономической политики и хозяйственного механизма. Член-корреспондент (1984), академик (1987) АН СССР (с 1991 РАН), член Президиума Академии наук СССР (1988–1990).
Окончил учётно-экономический факультет Московского института народного хозяйства имени Г. В. Плеханова (1952). В 1952–1958 гг. преподавал финансы, статистику и политэкономию в Калининградском сельскохозяйственном техникуме в г. Гусев Калининградской области.
С 1958 г. аспирант Московского государственного экономического института (в 1961 состоялось объединение института с Московским институтом народного хозяйства). Работал на кафедре политэкономии МИНХ имени Г. В. Плеханова (1961–1976): заведующий кафедрой (с 1966), профессор (1972).
Профессор и заведующий кафедрой политэкономии Академии общественных наук (АОН) при ЦК КПСС (1976–1985). Директор Института экономики АН СССР (с 1991 РАН) (1986–2004). Заведующий кафедрой социально-экономических проблем экономического факультета Московского государственного университета (1987–2011), заслуженный профессор МГУ (1999).
Основные направления научных интересов: политическая экономия, история экономической мысли, проблемы экономической политики и хозяйственного механизма, теоретические, методологические и практические проблемы выбора и разработки стратегии развития страны в конце 20 – начале 21 вв.
В 1962 г. защитил кандидатскую диссертацию «Действие закона планомерного пропорционального развития в мировой социалистической системе хозяйства». В ней и других работах 1960-х гг. (например, «Планомерное развитие и пропорции мирового социалистического хозяйства», 1965) развивал мысль о непротиворечивости закона планомерного, пропорционального развития социалистической экономики, с одной стороны, и закона стоимости – с другой.
В 1970 г. защитил докторскую диссертацию «Роль социалистического государства в планомерном регулировании общественного производства». В диссертации, а также в книге «Политическая экономия и экономическая политика» (1970) и более поздних работах проанализировал проблемы соотношения экономики и государства, экономической политики и экономической теории. Автор исходил из того, что перед экономической наукой и хозяйственной практикой встал целый ряд недостаточно исследованных или постоянно возникающих новых явлений и, соответственно, проблем в связи с проведением хозяйственной реформы: характер государства как экономического центра страны, роль экономической политики в регулировании общественного производства, система экономических интересов; соотношение двух взаимосвязанных и относительно самостоятельных уровней хозяйствования – народного хозяйства и его первичного звена – производственного предприятия. Рыночная концепция предприятия, обладающего собственными специфическими хозяйственными интересами, нашла позднее отражение в программе радикальной экономической реформы 1989 г. (Воейков. 2020. С. 21–22).
Современные исследователи придают большое значение разработке впервые внедрённого в политическую экономию социализма учения о хозяйственном механизме («Хозяйственный механизм развитого социалистического общества», 1973), определяемом как способ организации общественного производства со свойственными ему формами и методами, экономическими стимулами и правовыми нормами (Худокормов. 2021. С. 98).
В обобщающем теоретическом исследовании «Диалектика социалистической экономики» (1981) рассмотрел основные вопросы методологии политической экономии социализма, проанализировал главные направления теории планового управления, проблемы совершенствования механизма социалистического хозяйствования.
На XIX Всесоюзной конференции КПСС (1988) выступил с критикой концепции «ускорения», подчёркивал, что принятая на 12-ю пятилетку программа одновременного обеспечения количественного роста и качественных преобразований предусматривала решение несовместимых задач, а экономика страны нуждалась не столько в увеличении темпов экономического роста, сколько в структурной перестройке, которую рассматривал как механизм развития и совершенствования социализма.
В качестве известного экономиста-рыночника в эпоху перестройки входил в число разработчиков программ по переходу от плановой советской экономики к регулируемому рынку, постепенному демонтажу командно-административной системы, расширению прав и возможностей предприятий. В 1989–1990 гг., оставаясь директором Института экономики, работал заместителем председателя Совета Министров СССР – председателем Государственной комиссии Совета Министров СССР по экономической реформе.
Один из разработчиков экономической программы правительства Н. И. Рыжкова «Основные направления развития» по переходу от плановой советской экономики к регулируемому рынку (программа Рыжкова – Абалкина). Советник президента СССР М. С. Горбачёва (май – декабрь 1991). Причины неудачи преобразований и углубления социально-экономического кризиса в 1990–1991 гг. видел в неготовности населения работать в новых условиях и недооценке масштабов проблем.
После распада СССР сконцентрировался на научной и преподавательской деятельности. При его непосредственном участии был подготовлен и направлен в высшие органы государственной власти совместный доклад Отделения экономики РАН и международного фонда «Реформа» «Социально-экономические преобразования в России: современная ситуация и новые подходы» (1994), где обосновывалась необходимость стратегии развития страны и содержались принципиальные подходы к содержанию этой стратегии. Критиковал курс на радикализацию реформ, считая необходимым сначала стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране; выступал против рыночного фундаментализма, за существенное повышение роли и значения государства в регулировании экономики, в частности за использование механизмов программно-целевого планирования. Много внимания уделял вопросам национально-государственных интересов России и особенностям российского экономического мышления.
В книгах «Неиспользованный шанс: Полтора года в правительстве» (1991), «Экономические воззрения и государственная деятельность С. Ю. Витте» (1999), а также в серии очерков «Россия. Поиск самоопределения» (2002) размышлял об особенностях развития российской цивилизации, о будущем России, представил историю российского предпринимательства, проанализировал сложные и противоречивые отношения экономической науки и власти.
Автор и соавтор около 800 печатных работ, в том числе 24 индивидуальных монографий. Академик Международной академии управления, Нью-Йоркской академии наук, Международной академии Евразии, президент Международного фонда имени Кондратьева, вице-президент Вольного экономического общества России и Международного союза экономистов.
Лауреат премии Фонда содействия отечественной науке в номинации «Выдающиеся учёные» (2004), премии имени Н. Д. Кондратьева за монографию «Россия: поиск самоопределения» (2004), национальной премии «Россиянин года» за беззаветную преданность науке, незаурядный организаторский талант и выдающийся вклад в развитие отечественного экономического образования (2005).
Награждён орденами Дружбы народов (1986), «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2000) и 3-й степени (2010), Почёта (2005). Удостоен почётной грамоты Президиума Верховного Совета РСФСР, медали «2000 выдающихся людей XX столетия» (Кембридж, Англия, 1997).
Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.