«Ускорение» (программа экономических реформ)
«Ускоре́ние», концепция, основанная на идее экономического и научно-технического рывка; термин, использовавшийся генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачёвым для обозначения процесса реформ на первом этапе перестройки (1985–1987).
Создание концепции
Необходимость придать новый импульс развитию советской экономики стала осознаваться руководством и научным сообществом СССР с конца 1970-х гг. (Черняев А. На Старой площади // Новая и новейшая история. 2004. № 5. С. 135). В отчётных докладах генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС (1976) и XXVI съезде КПСС (1981) звучала критика в адрес управленцев по поводу ослабления дисциплины исполнения плановых заданий, отставания в вопросах внедрения достижений научно-технического прогресса (XXV Съезд КПСС: стенографический отчёт. Москва, 1976. Т. 2. С. 18; Брежнев Л. И. Отчётный доклад Центрального Комитета КПСС XXVI съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики // XXVI съезд КПСС. 23 февраля – 3 марта 1981 г. : стенографический отчёт. Москва, 1981. Т. 1. С. 60).
Концепция «ускорения», согласно воспоминаниям Н. И. Рыжкова, начала разрабатываться в 1983 г. в связи с рассмотрением в ЦК КПСС предложений Госплана СССР о перспективах развития экономики страны до 2000 г. Тогда термин «ускорение» стал наполняться конкретным содержанием (Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. Москва, 1995. С. 86–87). В документах различных ведомств предлагались меры по ускорению развития отдельных программ отраслей, в частности энергетической и продовольственной. В сентябре 1984 г. на пленуме Союза писателей идею «ускорения» в своём выступлении озвучил генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко (Черненко К. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма // Вопросы литературы. 1984. № 11. C. 3–16).
«Ускорение» как первый этап перестройки
М. С. Горбачёв использовал термин «ускорение» для обозначения курса реформ на их первом этапе в качестве разметки между наступавшей новой эпохой и «застойным» прошлым. Публично о начале политики «ускорения социально-экономического прогресса» он заявил на Апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 г.: «Задача ускорения темпов роста, притом существенного, вполне выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности» (Материалы Пленума ЦК КПСС, 23 апреля 1985 г. Москва, 1985. С. 8).
С мая 1985 г. советское руководство развернуло борьбу с алкоголизмом, стремясь простимулировать рост производительности труда в стране. 7 мая 1985 г. было принято Постановление Совета Министров СССР (СМ СССР) «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения» (Собрание постановлений Правительства СССР. 1985. № 17. С. 8). Его исполнение предполагало комплекс директивных мер по сокращению производства алкогольной продукции и ограничению его продажи. По разным данным, акцизы на алкогольные напитки и доходы государства от винно-водочной индустрии в 1960–1980-х гг. составляли от 12 до 14 % от общего объёма доходов бюджета СССР. Сама антиалкогольная кампания за 3 года её реализации привела к снижению доходов государственного бюджета почти на 1,5 % (Яник. 2012. С. 71, 73).
Проблемам ускорения научно-технического развития СССР было посвящено совещание в ЦК КПСС в июне 1985 г. В докладе М. С. Горбачёва от 11 июля 1985 г. говорилось о «решительном улучшении методов хозяйствования» и «ускорении научно-технического прогресса» (Горбачёв М. С. Коренной вопрос экономической политики партии. Москва, 1985. С. 3). В августе 1985 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР «О комплексном развитии нефтяной и газовой промышленности Западной Сибири в 1986–1990 гг.» были начаты большие инвестиционные программы по стимулированию увеличения объёмов добычи нефти к 1990 г. до 422–437 млн т, расширению транспортного строительства, форсированному развитию нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности [Колева Г. Ю. История отраслей специализации Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1960–1980-е гг.). Тюмень, 2007. С. 133–134].
В ноябре 1985 г. было принято совместное Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании управления агропромышленным комплексом», в соответствии с которым был образован Государственный агропромышленный комитет СССР (АПК). В новую структуру вливалось более 5 министерств и ведомств с многомиллиардными бюджетными инвестициями. АПК должен был обеспечить применение в сельском хозяйстве интенсивных технологий, сокращение потерь продукции при уборке, транспортировке, хранении и переработке. Огромные средства были направлены на списание долгов совхозов и колхозов, на дотации и повышение закупочных цен. Колоссальная реорганизация вызвала сбои в системе управления агропромышленным комплексом. Реальная хозяйственная власть на местах перешла к районным агропромышленным объединениям и районным комитетам партии, которые продолжали командными методами управлять колхозами и совхозами.
В новой программе КПСС, утверждённой на XXVII съезде КПСС (25 февраля – 6 марта 1986) «ускорение» было объявлено стратегическим курсом партии (Новая редакция программы КПСС. 1986 г. // Музей истории российских реформ имени П. А. Столыпина). В политическом докладе М. С. Горбачёва в качестве ключевых задач «ускорения» были поставлены удвоение общих объёмов советской экономики к 2000 г., ускоренное развитие станкостроения, приборостроения, электротехники и электроники. За 12-ю пятилетку (1986–1990) предполагалось довести до уровня мировых стандартов 85 % и более гражданской машиностроительной продукции. С этой целью для машиностроительного комплекса было выделено 200 млрд руб. – больше, чем за предшествующие 10 лет (XXVII Съезд ... 1986. Т. 1. С. 54–65). Н. И. Рыжков вспоминал: «Кроме машиностроения были названы ещё биотехнология, металлургия, химия и другие отрасли, связанные с ними… Для меня такой перечень был подобен землетрясению, во всяком случае, почва под ногами ощутимо колебалась… мы, знающие реальное положение в экономике, прекрасно понимали, что решить сразу, в один присест, все проблемы всех отраслей невозможно. Нет для этого ни материальной и финансовой базы, ни научной и экспериментальной, сил у государства просто нет» (Рыжков Н. И. Десять лет великих потрясений. С. 86–87).
Авторы политики «ускорения» столкнулись с непредвиденными обстоятельствами. С весны 1986 г. началось обрушение мировых цен на нефть. 26 апреля произошла крупнейшая техногенная катастрофа – Чернобыльская авария 1986 г. Эти факторы серьёзно повлияли на состояние государственного бюджета, дефицит которого на конец 1986 г. составлял 45,5 млрд руб. (Народное хозяйство СССР в 1990 г. Москва, 1991. С. 17).
Колебание курса «ускорения» выразилось в отношении к индивидуальному предпринимательству. После принятия Постановления СМ СССР «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами» от 15 мая 1986 г. власти обрушились на «шабашников» и «хапуг». Через несколько месяцев частная трудовая деятельность уже поощрялась законом «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября, легализовавшим кустарей-частников и разрешившим создание кооперативов в сфере мелкого производства, торговли и услуг населению.
На июньском Пленуме ЦК КПСС 1986 г. были сформулированы цели быстрой модернизации промышленности, включавшей в себя вывод из эксплуатации устаревшего оборудования, строительство мощных магистральных газопроводов. Столь же большие и многоплановые цели были обозначены и в отношении сельского хозяйства (Материалы Пленума ЦК КПСС, 16 июня 1986 г. Москва, 1986).
Завершение и итоги политики «ускорения»
Меры, предпринятые реформаторами по реализации курса на ускорение социально-экономического развития, оказались недостаточными. Эффективность производства продолжала снижаться: свыше 30 % предприятий в конце 1986 г. были убыточными, росла скрытая инфляция (Кудров В. М. Россия и мир : экономика России в мировом контексте. Санкт-Петербург ; Москва, 2010. С. 347). 25 сентября 1986 г. на заседании Политбюро ЦК в докладе «Об актуальных вопросах перестройки» М. С. Горбачёв на первое место поставил концепцию «перестройки» как более углублённого этапа реформ. Концепция «ускорения социально-экономического развития» была отодвинута на второй план (Воротников В. И. А было это так... Москва, 2020. С. 109).
Политика «ускорения» имела противоречивый характер. С одной стороны, она обнаружила системные ошибки в стратегии: акцент на развитие тяжёлой промышленности, инвестиционные перекосы в выборе приоритетов, противоречивый и неоднозначный набор средств достижения результатов.
Запланированные вложения в машиностроительный комплекс (200 млрд руб.) не дали ожидаемого эффекта и подорвали государственный бюджет. Бюджетный дефицит уже в 1985 г. составлял 13,9 млрд руб., а в следующем году он увеличился ещё в 3 раза (Бодрова. 2013. С. 156). Именно капиталовложения в машиностроение и закупки импортного оборудования привели в 1985–1986 гг. к перенапряжению бюджета. Товарный и продовольственный кризис стали следствием «ускорения» в машиностроении, т. к. сокращались закупки продовольствия и товаров народного потребления. К концу 1986 г. увеличилось количество предприятий, не выполнивших государственный план (Народное хозяйство СССР в 1990 г. С. 17).
С другой стороны, в ходе «ускорения» были достигнуты определённые позитивные сдвиги в социальной сфере: усилился интерес власти к научным разработкам, была усилена материальная поддержка науки. Так, за период 1985–1987 гг. среднемесячная зарплата в отрасли «Наука и научное обслуживание» возросла с 209,9 до 224,9 руб., что оказалось близко к уровню зарплаты в промышленности (97–98 %) (Наука России в цифрах. 1996. Москва, 1996. С. 52). За счёт роста энтузиазма работников производительность труда в 1985–1986 гг. в СССР возросла почти на 1,5 % (Яник. 2012. С. 85).
К концу 1986 г. реформаторам стало ясно, что программы развития приоритетных отраслей не обеспечивали ускорения научно-технического прогресса, а планы модернизации машиностроения проваливались (Горбачёв М. С. Жизнь и реформы. Москва, 1995. Кн. 1. С. 346).
В докладе «О перестройке и кадровой политике партии» на Январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г. М. С. Горбачёв отказался от своего ещё недавнего утверждения о необходимости преодоления застойного состояния общества и придания его развитию ускорения. Он заявил о том, что необходимость перемен связана с опасностью нарастания кризисных явлений в обществе. Главными причинами этих явлений были названы сложившиеся в предшествующую эпоху внутри советской системы «механизм торможения» и снижение эффективности власти. Из этого делалось два принципиальных вывода: о необходимости кадрового обновления всех этажей власти и слома «механизма торможения» путём демократизации общества и реформирования политической системы (Материалы Пленума ЦК КПСС, 27–28 января 1987 г. Москва, 1987. С. 10–15).