Обычай
Обы́чай, социально унаследованный стереотипный способ поведения, воспроизводимый в определённом обществе или социальной группе и привычный для их членов. Обычаи предполагают повторяющиеся формы поведения, прочно укоренённые в данной культурной системе, в силу чего они носят нерефлексивный характер, не нуждаются в рациональном обосновании и воспринимаются как нечто «само собой разумеющееся»: сама длительность существования обычая в прошлом служит основанием его существования в настоящем. В отличие от более широкого понятия традиции, обычай выражает лишь неуклонное и точное следование воспринятым из прошлого образцам культуры. Одной из разновидностей обычая является обряд – символическое представление каких-либо социальных отношений, религиозных и гражданских ценностей, выдающихся исторических событий и т. п. При этом наряду с обрядами существуют и такие обычаи, которые направлены на практическое преобразование различных объектов, например магические практики, нормы обычного права, канон в искусстве или ремесле, устойчивые производственные навыки. Обычаи, действующие в сфере морали, фиксируются в понятии нравы.
Социальные функции обычаев весьма разнообразны. Обычаи служат средством социализации, приобщения индивидов к социальному и культурному опыту, передают этот опыт от поколения к поколению, регламентируют поведение индивидов, осуществляя социальный контроль, поддерживают внутригрупповую сплочённость, освящают различные объекты, события и социальные отношения. Исторически обычай выступает в качестве исходной недифференцированной социальной нормы, одновременно религиозной, нравственной, юридической и т. д. (наиболее характерным примером могут служить кодексы обычного права, например кутюмы во Франции).
В качестве основного регулятора отношений между людьми обычаи выступают главным образом в первобытных и архаических обществах, что связано с устойчивым и неподвижным характером социальной жизни и слабым развитием межкультурных отношений. С усилением динамизма и усложнением социальной жизни, с развитием и дифференциацией вырастающих из обычаев социальных институтов, прежде всего таких, как государство и право, обычаи перестают быть главной формой регуляции поведения индивидов. При этом целый ряд обычаев был санкционирован господствующими социальными слоями и включён в систему правовых норм, продолжая занимать важное место в религии, морали, бытовой и семейной жизнедеятельности, гражданской обрядности, дипломатическом протоколе, в армии (в уставных и неуставных отношениях), в деятельности различных формальных организаций, фирм и т. д. Многие из них вполне согласуются с существующими социальными институтами, другие нередко противоречат им. Воздействие обычаев во многом соединяется и отчасти совпадает с разного рода габитусами – социально усвоенными и укоренёнными предрасположениями и навыками, действующими в повседневной жизни современного человека.