Гумбольдт Вильгельм фон
Гу́мбольдт Вильге́льм фон (Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гумбольдт; Friedrich Wilhelm Christian Karl Ferdinand von Humboldt) (22.6.1767, Потсдам – 8.4.1835, Тегель), немецкий языковед, философ, государственный деятель Пруссии, член Королевской Прусской АН (1808), почётный член Петербургской АН (1832). Из прусской дворянской семьи, сын майора и камергера А. Г. фон Гумбольдта, брат А. фон Гумбольдта. С 1777 г. вместе с братом воспитывался под руководством известного немецкого политика и педагога Г. Й. К. Кунта (1757 –1829), к обучению в университете готовился под руководством крупнейших немецких интеллектуалов – экономиста К. В. фон Дона (1751–1820), юриста Э. Ф. Клейна (1743–1810), философа Й. Я. Энгеля (1741–1802). В 1787–1789 гг. изучал камералистику (экономику, финансы и государственное управление) и право в университетах Франкфурта-на-Одере и Гёттингена. В 1789 г. познакомился и сблизился с И. В. Гёте, Ф. Шиллером и И. Г. Гердером, поступил на прусскую государственную службу, работал во внешнеполитическом департаменте, референдар в придворном суде. В 1791 г. ушёл из суда, решив сосредоточиться на писательстве и научной деятельности. В 1799–1801 гг. в Испании исследовал язык и культуру басков. С 1802 г. посол при папском престоле, его дом стал одним из центров интеллектуальной жизни в Риме. В 1808 г. возвратился в Пруссию, назначен К. фом Штейном руководителем секции культов и образования в Министерстве внутренних дел. В 1809–1810 гг. участвовал в разработке реформы образования (введение методов И. Песталоцци и др.), готовил концепцию Берлинского университета (ныне Берлинский университет Гумбольдта), идеолог реорганизации Прусской АН. В 1810–1815 гг. полномочный посланник в Вене, вместе с К. фон Гарденбергом представлял Пруссию на Венском конгрессе 1814–1815 гг. В 1814 г. удостоен ордена Железного креста. Один из авторов конституции Германского союза 1815–1866 гг., в 1815–1817 гг. представлял Пруссию в его бундестаге. Не смог примирить собственные либеральные принципы с проводимой политикой «Реставрации». В 1817–1818 гг. посланник в Лондоне. В 1819 г. министр сословных дел, выступил с критикой Карлсбадских соглашений 1819 г., что привело к его отставке. В 1820 г. поселился в родовом замке Тегель, сосредоточился на лингвистических изысканиях. В 1829 г. после смерти жены вернулся к государственным делам, возглавил комиссию по созданию Altes Museum (Старого музея), за что получил орден Чёрного орла (1830).
Гуманистическое мировоззрение Гумбольдта сложилось на основе идей Гердера (наличие в истории высших, духовных целей, включение деятельности индивида в бесконечное поступательное развитие человечества, народы как живые организмы во всемирной истории) и развивалось в 1790–1800-х гг. в направлении классически-гармонического идеала Гёте и Шиллера (Гумбольдт был лично близок к обоим, в ряде работ разъяснял этический и эстетический смысл их поэзии). Трактат «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792; полностью опубликован в 1851; русский перевод 1898, 1985), написанный под впечатлением событий Французской революции, – рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа: задачи государства сводятся Гумбольдтом лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка. «Тайна всего бытия» заключена, по Гумбольдту, в индивидуальности (личности, народа). Вся философия Гумбольдта может рассматриваться как характерология самобытных форм культуры, выражающих внутреннюю форму «духа народа»; сам Гумбольдт понимал её как антропологию (сохранился его «План сравнительной антропологии», 1795). В русле такой исторической характерологии находятся многочисленные работы Гумбольдта 1790–1800-х гг., посвящённые древнегреческой истории и культуре, в которой Гумбольдт, подобно И. И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел осуществление идеала «гуманности».
Вершина научной деятельности Гумбольдта – его работы о языке, в которых начала сравнительного языкознания неотделимы от философии языка и культуры. В трактате «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» («Über die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues und ihren Einfluß auf die geistige Entwicklung des Menschengeschlechts»), опубликованной в качестве введения к работе «О языке кави на острове Ява» («Über die Kawi-Sprache auf der Insel Jawa», Bd 1–3, 1836–1839), подчёркивается творческая природа языка: язык не столько продукт деятельности (ergon), нечто созданное, сколько сама деятельность (energeia) духа, т. е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, «орган, образующий мысль», «продукт языкового сознания нации»; в самой структуре языка (его «внутренней форме») воплощено определённое воззрение на мир («мировидение») того или иного народа.
Исследуя многочисленные языки, разные с точки зрения структуры, – баскский, австронезийские, языки североамериканских индейцев и др. (всего 32 языка, материал некоторых из них рассматривался им впервые) – Гумбольдт, наряду с А. В. Шлегелем и Ф. Шлегелем, явился создателем лингвистической типологии. Гумбольдт впервые выделил инкорпорирующие языки, а также уточнил статус аморфных языков, переименовав их в корневые. Будучи по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины, Гумбольдт оказал большое влияние на развитие языкознания. Представителями гумбольдтианства в 19–20 вв. явились Х. Штейнталь, А. А. Потебня (концепция внутренней формы слова), Х. Г. К. фон дер Габеленц, К. Фосслер и др. В 20 в. влияние его идей сказалось в американской этнолингвистике (Э. Сепир и Б. Л. Уорф), немецком неогумбольдтианстве (И. Л. Вайсгербер, Й. Трир), в России – в работах М. М. Бахтина и его последователей. В 1950–1960-х гг. идеи Гумбольдта о творческом характере языка были актуализированы Н. Хомским.