Военная политика
Вое́нная поли́тика, системная совокупность теоретических положений и практической деятельности государства и социально-политических институтов по созданию, подготовке и применению военной силы в целях обеспечения безопасности страны и решения военно-политических задач. Она определяет и обеспечивает: а) возможности и пределы применения военного насилия; б) планирование и руководство военными действиями; в) руководство военным строительством. Теоретические положения военной политики включают в себя: анализ сложившейся военно-политической обстановки и прогнозирование её дальнейшего развития; определение закономерностей строительства и применения вооружённых сил; прогнозирование развития вооружённых сил и возможных изменений в их применении; обобщение и анализ опыта мирового военного строительства; разработка программных военно-политических документов, регламентирующих создание, подготовку и применение военной силы государства. Практическая сторона военной политики содержит: создание и поддержание необходимой военной мощи страны соответственно складывающейся военно-политической обстановке; комплектование и необходимое обеспечение вооружённых сил; организацию создания современных образцов оружия и боевой техники и их производство; создание и наращивание мобилизационных резервов для ведения боевых действий; осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; формирование морально-психологической готовности граждан к защите страны; определение противников и союзников в возможном военном противоборстве; организацию международного военного сотрудничества.
Военная политика не является обособленной, абсолютно самостоятельной частью общей политики. Она всецело зависит от внутренней и внешней политики государства и её направленности. Вместе с тем военная политика, как особая сфера отношений и деятельности государства, имеет свои специфические черты. Во-первых, цели, содержание и характер военной политики определяются геополитическим положением страны, её социально-экономическим и общественно-политическим устройством, состоянием демографической ситуации, социокультурными факторами, мобилизационными возможностями общества, а также интересами господствующей элиты. В соответствии с этим цели военной политики могут быть различными: захватническими, оборонительными, освободительными, карательными, миротворческими, контртеррористическими и т. д. Во-вторых, военная политика, как часть государственной политики, активно воздействует на различные сферы общественной жизни, организуя их в интересах обеспечения обороны и защиты страны. Для достижения политических целей с использованием военной силы она может в определённые периоды (к примеру, во время войны) подчинять себе экономику, административные органы, науку и культуру, образование и здравоохранение. В-третьих, военная политика является комплексной: она включает военно-экономические, военно-политические, военно-технические, военно-кадровые, военно-дипломатические, военно-информационные и другие аспекты деятельности.
В соответствии с военно-политической обстановкой различают 2 основных вида военной политики: военная политика мирного времени и военная политика военного времени. Основные цели военной политики мирного времени: обеспечение национальной и международной безопасности; подготовка вооружённых сил, экономики и населения страны к отражению возможной агрессии; укрепление военно-политических позиций государства на международной арене; осуществление мер по предупреждению военных конфликтов и др.
Военная политика военного времени осуществляется в соответствии с планами боевых действий и изменяющейся военно-политической обстановкой. Она определяет приоритетные военно-политические и стратегические цели конфликта и соответствующие им задачи действий вооружённых сил; характер развития взаимоотношений с союзниками и нейтральными странами; направленность и основное содержание экономической, идеологической и дипломатической борьбы.
Военная политика начала формироваться с того времени, когда для разрешения объективно возникающих политических противоречий потребовалось использование вооружённого насилия. Как относительно самостоятельный вид политики она появилась значительно позже – в период образования массовых регулярных армий (18–19 вв.), когда военное противоборство потребовало участия в нём не только большого количества людей, но и использования значительных материальных средств. В этих условиях решение о применении вооружённого насилия в политических целях могло приниматься только на государственном уровне. Разработка и реализация военной политики является делом различных органов государственной власти и управления, осуществляющимся в соответствии с их компетенциями и полномочиями, определёнными конституцией страны и другими политическими и нормативно-правовыми документами. Главным субъектом военной политики, обладающим монопольным правом на легальное применение военной силы для достижения политических целей, является государство.
Военная политика государства с точки зрения её теоретико-методологического анализа рассматривается на основе двух подходов – системного и функционального. С позиций системного подхода она является подсистемой общей политики государства, в структуру которой входят: субъекты военной политики, военно-политические интересы, военно-политическое сознание и военно-политические отношения.
В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, основными субъектами военной политики являются специальные организационно оформленные институты и учреждения для управления военной организацией и её отдельными структурами – Совет безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Военно-промышленная комиссия РФ, органы военного управления; а также создаваемые гражданами организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны и защите страны – политические партии, общественно-политические организации и движения, добровольные оборонные и военно-патриотические организации и др. Направления, цели, задачи и средства военной политики определены в федеральных законах, Стратегии национальной безопасности РФ до 2030 г., Военной доктрине РФ и других государственных документах.
Общее руководство военным строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности страны осуществляет Президент Российской Федерации, являющийся Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ. Он, согласно своим должностным полномочиям, обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти, формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, утверждает Военную доктрину Российской Федерации, принимает решение о применении вооружённых сил за рубежом, назначает и освобождает высшее командование ВС РФ, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её регионах военное/чрезвычайное положение.
Федеральное Собрание Российской Федерации принимает в установленном порядке законы, определяющие основные нормы и принципы деятельности в сфере обеспечения обороны и военной безопасности страны, утверждает решения президента о введении военного/чрезвычайного положения, применения военной силы за пределами страны.
Правительство Российской Федерации и исполнительные органы субъектов Российской Федерации осуществляют конкретные мероприятия по обеспечению обороны страны, организации и функционированию военной организации государства, осуществляют общее руководство оперативным оборудованием территории Российской Федерации в интересах обороны, а также выполняют другие задачи обеспечения обороны и военной безопасности, установленные федеральным законодательством.
Судебная ветвь власти (на всех уровнях) устанавливает режим соблюдения законов и иных нормативно-правовых актов в области военной политики, утверждённых в политических и других нормативно-правовых документах. Особую роль в этом играют военная прокуратура и военные суды.
Военно-политические интересы представляют собой осознанные объективно существующие потребности личности, общества и государства в военной безопасности как основной составляющей национальной безопасности страны, в обеспечении её суверенитета, территориальной целостности и международного авторитета. Они обеспечиваются возможностями экономики, социальным, политическим, духовно-нравственным, интеллектуальным и геополитическим потенциалами страны, военной организацией государства.
Военно-политическое сознание концентрирует общественное представление о роли военного фактора во внутренней и внешней политике государства. При этом формируется оценочное отношение людей к конкретным войнам и военными конфликтам, конституционному долгу защиты Отечества. Это достигается за счёт того, что государственно-властные структуры в целях широкой социальной поддержки вырабатывают и внедряют в массы теоретические, идеологические и психологические установки, способствующие формированию определённой военно-политической картины мира.
Военно-политические отношения составляют многообразные связи, складывающиеся между субъектами военной политики, органами военного управления, социально-политическими общностями в процессе их специфической деятельности по реализации экономических, политических и иных интересов с применением или возможностью применения военного насилия. По своему объёму и направленности они подразделяются на внутренние и международные, могут быть не только согласованными и доверительными и проявляющимися в тесном сотрудничестве и взаимопомощи субъектов военной политики, но и противоречивыми, несбалансированными, даже конфронтационными.
C позиции функционального подхода структуру военной политики составляют: военно-политические идеи и принципы (формулируются в военной доктрине и других правовых и политических документах государства), военно-политические решения и планы (разрабатываются органами военно-политического руководства страны и военного управления, носят конкретный ситуативный характер), практическая деятельность государства по реализации оборонных идей и принципов, военно-политических решений и планов (заключается в руководстве военным строительством и вооружёнными силами, военной деятельностью стратегического, а иногда оперативного масштаба, в регулировании военно-политических отношений с другими государствами).
Все элементы структуры военной политики государства находятся в тесном единстве и взаимосвязи. Их взаимодействие достигается целостностью военной политики как специфической разновидности и важнейшей составляющей общей политики государства, связанной с обеспечением его безопасности и защиты его суверенитета и территориальной целостности.