Миротворческая деятельность
Миротво́рческая де́ятельность, деятельность ООН, региональных международных организаций и отдельных государств по поддержанию и восстановлению международного мира и безопасности, а также их усилия, направленные на то, чтобы склонить враждующие внутри какой-либо страны группировки к предотвращению или прекращению вооружённого противоборства. В соответствии с используемой в ООН с конца 1990-х гг. терминологией миротворческая деятельность включает в себя:
способствование миру, призванное предупредить перерастание конфликтных ситуаций в вооружённое противоборство, урегулирование их мирными средствами (международное посредничество, переговоры, оказание различных видов помощи и др.) или путём превентивного размещения войск для недопущения конфликта;
поддержание мира, имеющее целью разъединение враждующих сторон, контроль за соблюдением перемирия или прекращение огня;
установление мира (принуждение к миру), предполагающее принятие решительных мер, в том числе с использованием военной силы, вплоть до уничтожения некоторых вооружённых группировок, препятствующих локализации конфликта и его ликвидации;
строительство мира, заключающееся в проведении мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности важнейших элементов инфраструктуры и гражданских институтов страны в послеконфликтный период.
Международно-правовой основой всей миротворческой деятельности ООН являются основные положения, принципы и цели Устава ООН, а также согласная с ними практика Совета Безопасности ООН, в основе деятельности которого лежит «правило единогласия» – невозможность принятия решений, неприемлемых для одной из великих держав – постоянных членов Совета: проведение в жизнь таких решений, равно как и любая попытка применить силу против одной из них, может привести к развязыванию новой войны. Предотвращение новой мировой или иной большой войны с участием великих держав – главная цель Организации Объединённых Наций за всё время её существования. Кроме того, Совет Безопасности ООН наделён правом превентивных действий в случаях раннего обнаружения и выявления зарождающихся конфликтов и кризисных ситуаций. Для достижения этой цели и для урегулирования возникающих споров и конфликтов Устав ООН предусматривает широкий набор средств и методов поддержания мира и международной безопасности. Так, объединённые в 6-й главе Устава положения относятся к мирному урегулированию споров, в 7-й главе – к действиям в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии с приоритетом политических и экономических мер, в 8-й главе – к региональным действиям по поддержанию мира. Основной формой миротворческой деятельности с использованием военной силы являются миротворческие операции ООН (операции по восстановлению и поддержанию мира). Меры военного характера реализуются миротворческими силами, которые создаются по решению ООН или действующими под эгидой ООН региональными организациями либо по просьбе конфликтующих сторон и используются на основе специальных мандатов.
Состав миротворческих сил:
вооружённые силы ООН, войска ООН, силы ООН [впервые созданы в 1956 для наблюдения за перемирием и разъединением египетских и израильских войск; в последующем участвовали в 14 миротворческих операциях ООН (6 не были завершены)];
коллективные миротворческие силы государств – участников Содружества Независимых Государств, временные коалиционные воинские формирования, создаваемые на период проведения миротворческих операций; образованы 24 сентября 1993 г. в составе 201-й мотострелковой дивизии РФ и подразделений от Казахстана, Киргизии, Узбекистана;
миротворческие силы РФ, специальный воинский контингент в составе Вооружённых Сил РФ, созданный 3 мая 1996 г. для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (Югославия, Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан, Казахстан и др.).
На практике характер миротворческой деятельности определяется конкретной обстановкой и включает проведение мероприятий различных видов. Она может осуществляться в форме как мирных, так и военных мер. При этом приоритет отдаётся превентивной дипломатии (действиям политического, дипломатического, международно-правового и иного характера, направленным на предупреждение возникновения споров и разногласий между государствами, недопущение их перерастания в конфликты или ограничение масштабов конфликтов после их возникновения), а также оказание экономической помощи, принятие коллективных санкций (экономические и торговые санкции, эмбарго на поставки оружия, запреты на передвижение, ограничения финансового и дипломатического характера и др.; за последние десятилетия такие санкции вводились против Ирака, бывшей Югославии, Ливии, Гаити, Сомали, Судана, Афганистана, Эфиопии и др.).