Военная мощь
Вое́нная мощь государства (коалиции государств), часть его (её) материальных ресурсов и духовных сил, которая может быть использована либо используется для достижения военно-политических целей. Обусловлена геополитическим положением государства (коалиции государств), размерами его (её) территории и численностью и структурой населения, уровнем политического, социально-экономического, научно-технического, духовного и другого развития общества, а также характером и содержанием государственной политики по мобилизации этих возможностей на военные нужды. Своё основное выражение военная мощь находит в состоянии вооружённых сил государства, их количественном и качественном составе, способности выполнять боевые задачи, а также в возможностях оборонно-промышленного комплекса по оснащению вооружённых сил современным вооружением и военной техникой.
Наравне с термином «военная мощь» используются термины «оборонная мощь» или «оборонное могущество», в которых акцентируется миролюбивая направленность политики государств, последовательно руководствующихся в международных отношениях оборонительными доктринами.
Мощь государства – это совокупный показатель развития страны, отражающий её ресурсы и возможности, мера влияния и способности преобладания в конфликтах и взаимоотношениях, как мирных, так и военных. Военная мощь представляет собой реализованную часть военного потенциала государства (коалиции государств). Структура военной мощи в значительной мере аналогична структуре мощи государства, но отличается от неё меньшими размерами составляющих (потенциалов и факторов) и их предназначением. Названия этих потенциалов и соответствующих факторов указывают, с одной стороны, на их связь с компонентами совокупной мощи страны, от которых они являются производными (например, экономический потенциал страны) и на их специфику как элементов военной мощи – с другой (например, военно-экономический потенциал). Разделение потенциалов (факторов) в военной мощи производится по различным основаниям (признакам) на соответствующие группы, что позволяет применять в каждой из них количественный анализ, исключающий многократное исчисление их слагаемых. Различают следующие потенциалы (факторы) в зависимости от их связи: 1) с материальной и духовной сторонами общественной жизни – материальный и духовный; 2) с географической средой и народонаселением – военно-географический и военно-демографический; 3) с основными сферами общественной жизни – военно-экономический, военно-политический, социальный и моральный; 4) с военной мощью в целом и с каждым её потенциалом (фактором) в отдельности – организационный, военно-научный, управленческий и др. В структуре военной мощи выделяют факторы, которые играют различную роль в подготовке, обеспечении, ведении и предотвращении вооружённой борьбы: боевую мощь и сферу её обеспечения. Основу сферы обеспечения военной мощи составляет оборонно-промышленный комплекс.
В военной мощи с учётом дифференциации совокупной мощи страны различают и более частные составляющие. Например, в духовном потенциале нередко выделяют военно-идеологический, военно-психологический потенциалы (факторы). Наблюдается и обратная тенденция объединения потенциалов (например, научно-технический, социально-политический и др.). Критерием целесообразности подобной их дифференциации или интеграции служат потребности практических задач, вытекающих из военной политики, их теоретическое осмысление и моделирование в целях сопоставления военной мощи различных государств и их коалиций. Это сравнение осуществляется с учётом общего баланса сил и средств (потенциалов, факторов, сопоставимых комплексов) и их частичной взаимной компенсации, исходя из опыта реального применения сил и средств в прошлом или наиболее вероятного их использования в будущем. Критерии уровня военной мощи исторически подвижны. Так, если до середины 20 в. военная мощь государств определялась в первую очередь численностью вооружённых сил, количеством вооружения или размерами затрат на вооружения, то с началом 21 в. основным в оценке военной мощи становится уровень развития военных технологий, всех элементов военной организации государства. Функционирование военной мощи подчиняется закономерностям как в военное, так и в мирное время. В военное время оно осуществляется в соответствии с законами войны (хода и исхода), а в сфере вооружённой борьбы – также и с вытекающими из них принципами военного искусства. В мирное время это функционирование зависит прежде всего от соответствия потенциала военной мощи внешнеполитическим целям государства (коалиции государств), а актуализация потенциала военной мощи и доведение её до состояния военной готовности – от возможностей совокупной мощи страны или стран и способности оптимально их использовать.
Россия, исходя из приоритета политических средств над военными, в решении международных проблем стремится поддерживать военную мощь в соответствии со своей военной доктриной на уровне, достаточном для обороны и безопасности страны.