Сантаяна Джордж
Сантая́на Джордж (англ. George Santayana; настоящие имя и фамилия Хорхе Агустин Николас Руис де Сантаяна, исп. Jorge Agustín Nicolás Ruiz de Santayana) (16.12.1863, Мадрид – 26.9.1952, Рим), американский философ, писатель. Родился в семье испанского дипломата. С 1872 г. жил в США. Окончил Гарвардский университет (1886), где затем преподавал (1889–1912), ученик и коллега У. Джеймса и Дж. Ройса. С 1912 г. жил в Европе, главным образом во Франции и Италии, с 1925 г. – в Риме. Автор около 30 произведений по эстетике, религии, онтологии, гносеологии, социальной философии, романа «Последний пуританин» («The last puritan», 1935), философских сонетов.
В сочинении «Жизнь разума» («The life of reason», vol. 1–5, 1905–1906), опираясь на идеи эволюционного натурализма и прагматизма, развивал идею о том, что все формы культуры являются продуктами порождающей силы поэтического воображения. Типы человеческого опыта – здравый смысл, социальные воззрения, религия, искусство и наука – различаются между собой характером доминирующего импульса. В науке доминирует практический импульс, хотя учёный – это тот же религиозный поэт, поднявшийся до высших уровней символизации. Философия тоже сродни искусству: она нужна человеку не для теоретического объяснения мира, а для выбора морально-эстетической позиции по отношению к нему, это своего рода «нецерковная религия».
Один из авторов сборника «Очерки критического реализма» («Essays in critical realism», 1920), в котором в противостоянии неореализму обосновывал наличие в субъект-объектном отношении посредника – идеальных сущностей. Тема «природа – человек – сознание – идеальное» и установка на сочетание натурализма и платонизма получили дальнейшее развитие в книгах «Скептицизм и животная вера» («Scepticism and animal faith», 1923; русский перевод 2001) и «Царства бытия» («The Realms of being», vol. 1–4, 1927–1940). Четыре «царства» представляют различные аспекты человеческого опыта – материального, психологического, идеального. «Царство сущности» – это любое идеальное содержание сознания, а также чистые возможности (например, ненаписанные симфонии). «Царство материи» – это наше тело, физические вещи. «Царство истины» – сегмент идеального «царства сущности», получивший реализацию в сфере материального существования. «Царство духа» – ментальные состояния, проявляющиеся в «моральном Я» и познании, выступающие посредником между «царством сущности» и «царством материи». «Царства» не сводимы друг к другу и обладают автономными статусами реальности. Сущности, например, имеют бытие, но не имеют существования: они сродни платоновским «формам» – универсальны, индивидуальны, самотождественны, бесконечны, вечны и неизменны. Попадая в фокус интуиции человека, они проецируются на текучую материю, придавая ей содержательность. Поэтому о материи мы знать ничего не можем: о ней намекает только наша «животная вера».
В последнем сочинении «Господство и власть: размышления о свободе, обществе и правлении» («Dominations and powers: reflections on liberty, society, and government», 1951), сопоставляя социальные и политические устройства, Сантаяна пришёл к выводу, что наилучшей формой правления была бы «тирания духовной элиты», которая установила бы в глобальном масштабе «рациональный порядок».
Сантаяна не создал «школы», однако благодаря его афористичному литературному стилю, остроумию и иронии он остаётся широко читаемым автором.