Деррида Жак
Деррида́ Жак (Jacques Derrida) (15.7.1930, Эль-Биар, Алжир – 8.10.2004, Париж), французский философ. Учился в Высшей нормальной школе (с 1952). Преподавал в Сорбонне (1960–1964), Высшей нормальной школе (1964–1984), Высшей школе социальных исследований (с 1984). Один из инициаторов создания в 1983 г. Международного философского коллежа в Париже и его первый директор.
Философские позиции Деррида были чётко заявлены уже в трёх работах, опубликованных в 1967 г.: «Голос и феномен» (La voix et la phénomène, рус. пер. 1999), «Письмо и различие» (L’écriture et différence, рус. пер. 2000), «О грамматологии» (De la grammatologie, рус. пер. 2000). В них содержалась критика европейской «логоцентрической» метафизики, основанной на понимании бытия как «присутствия» (présence), наличия, данности (понятий, чувственных впечатлений, опыта и т. д.), и обосновывалось преодоление метафизики с помощью метода «деконструкции» – разборки-сборки письменных текстов философской и литературной традиции как риторико-метафорических, принципиально не тождественных себе, содержащих «следы» перекличек с другими текстами, не сводимых к какому-либо синтезу. Деконструкция раскрывает тонкие оттенки смысла, модальностей высказываний, множество разноплановых парадоксов в текстах. Письмо, в котором логоцентрическая философия видела нечто вторичное (по сравнению с речью, «духом», живым словом), – одно из центральных понятий «грамматологии» Деррида, во многом обусловленное практикой современного литературного авангарда: письмо не подчиняется принципу бытия как присутствия, но воплощает сам принцип различия, «рассеивания», несамодостаточности. Предшествующее речи «прото-письмо» (archi-écriture) означает у Деррида саму возможность членораздельной артикуляции – мысли, языка, опыта.
Стремление «ограничить» метафизику не означало для Деррида «конца философии». В последние десятилетия в его работах нарастал интерес к парадоксам социальной мысли и социальных институтов (например, как возможна справедливость, если право опирается лишь на силу закона?), к парадоксальной структуре таких человеческих отношений, как дружба, гостеприимство, свидетельство, дар и др., лежащих в основе формирования людских сообществ.
Лекции, которые начиная с 1966 г. Деррида читал в различных университетах США, оказали большое влияние на американское литературоведение, определив одно из его основных направлений – деконструктивизм.