Коллеж социологии
Колле́ж социоло́гии (Le Collège de sociologie), научно-активистский кружок, действовавший в Париже в течение двух лет, с ноября 1937 г. по июль 1939 г. «Коллеж» был основан Ж. Батаем, Р. Кайуа и Ж. Монро, которого вскоре после его создания заменил этнограф и писатель М. Лерис. Встречи кружка проходили в комнате позади книжной лавки «Книжные галереи» на улице Гей-Люссака и представляли собой чтение и обсуждение доклада, по одному на встречу. Заседания «коллежа», посетить которые можно было только по приглашению, собирали многочисленную и пёструю аудиторию видных европейских писателей, философов и политических мыслителей: среди его докладчиков были лидер французского неогегельянства А. Кожев, философы Д. де Ружмон и П. Клоссовски, эссеисты Ж. Полан и Ж. Монро и многие другие. Гостями «коллежа» в разное время становились, например, В. Беньямин, П. Дриё ла Рошель, Ж. Бенда и Ж. Валь. В системном виде и c комментариями материалы кружка были опубликованы литературоведом и культурологом Д. Олье в 1979 г.
Характер деятельности «коллежа» был двойственным. С одной стороны, он претендовал на научность и опирался на академические труды, с другой – знание в нём ставилось на службу социально-политическим задачам. Подобный двойственный характер группы отразился и в названии изобретённой ею дисциплины – «сакральной социологии» (а не наоборот). Идеологи группы полагали, что кризис в европейском обществе межвоенного периода связан с эрозией связей, которую они объясняли упадком сакрального. В «Декларации о создании Коллежа социологии», которая была опубликована в сдвоенном 3–4-м номере батаевского журнала «Ацефал» (Acéphale), постулируется «неизбежно заразительный и активистский характер» изучаемой области и говорится, что «необходимо создать духовное сообщество из числа тех, кто стремится как можно дальше продвинуться в своих изысканиях в этой области, ... связанное, в частности, с заразным, опасным характером изучаемой области» (Коллеж cоциологии. 2004. С. 29). Исходя из этого, «коллеж» должен был стать своего рода элитным орденом, призванным вновь разжечь угасающее в современном мире пламя сакрального и в конечном счёте «возродить» сплочённое общество во Франции, Европе и мире. Достижению этой цели должен был послужить новый рукотворный «миф» – преобразующий реальность нарратив о сакральном и самом обществе.
Кроме того, «коллеж» ставил себе цель противостоять «фашизму», под которым понимался прежде всего его германский извод, т. е. нацизм с его милитаризмом и ложными, а потому разрушительными представлениями о подлинном сообществе как основанном на «крови и почве». Участники группы рассматривали европейский кризис в Европе 1930-х гг. как следствие упадка сакральных ценностей жертвоприношения в противовес войне, а также разрушения духовных связей между людьми. В этой связи Батай рассуждает о двух «империях» – войны и трагедии: «империя войны» направляет насилие вовне и соответствует профанному, «империя трагедии» же направляет его вовнутрь и соответствует жертвоприношению и сакральным связям между людьми (доклад «Братства, ордена, тайные общества, церкви»).
В научном плане определяющее влияние на идеи «коллежа» оказали французские социология и антропология рубежа 19–20 вв. с их интересом к «архаическим» и «примитивным» обществам, будь то древним или современным, основополагающей оппозицией сакрального и профанного и выведением социальности из религиозных обрядов, мифов и коллективных представлений. Здесь следует упомянуть работы «Элементарные формы религиозной жизни» («Les Formes élémentaires de la vie religieuse», 1912) Э. Дюркгейма, «Очерк о природе и функции жертвоприношения» («Essai sur la nature et la fonction du sacrifice», 1899) А. Юбера и М. Мосса, «Очерк о даре» («Essai sur le don», 1925) М. Мосса, «Превосходство правой руки» («La Prééminence de la main droite», 1909) Р. Герца, сочинения Ж. Дюмезиля о сравнительной мифологии и Л. Леви-Брюля – о первобытном мышлении.
В «коллеже» звучали доклады самых разных мыслителей, и у многих были оригинальные темы – трагедия, маркиз де Сад и революция у П. Клоссовски или средневековые концепции романтической любви и войны у Д. де Ружмона. Однако ведущую роль в нём играли два человека – Батай и Кайуа. Несмотря на все противоречия, они изложили достаточно последовательную концепцию, которая выстраивалась вокруг ряда предпосылок, общих тем и ценностных ориентиров. Важнейшей из предпосылок для них становится отрицание границы между науками о природе и науками о человеке и обществе: поэтому они подступают к рассмотрению общества с атомов, клеток и затем – животного царства. Батай определяет общество как «сложное существо» – т. е. автономную сущность, несводимую к сумме образующих его «простых существ», или индивидов. К сакральным вещам и явлениям авторы относят всё, что поддерживает общество, преодолевая границы индивидуального бытия (доклад «Сакральная социология и отношения между "обществом", "организмом" и "существом"»). В этом смысле к проявлениям сакрального относятся всё напоминающее о смерти, особого рода практики вроде архаических праздников и религиозного принесения жертв, а также различные формы трансгрессии, т. е. объединяющего людей ритуального нарушения принятых в обычное время правил и норм. Кроме того, авторы «коллежа» придерживались концепции амбивалентности сакрального и связанного с ним деления на чистое и нечистое – или, по выражению Р. Герца, «правое» и «левое». Отличительная черта их концепций – акцент на «левом» сакральном, связанном со смертью, насилием и жертвой (доклады «Влечение и отвращение. I. Тропизмы, сексуальность, смех и слезы» и «II. Социальная структура»).
В 1939 г. «коллеж» распался из-за идейных расхождений между его лидерами, во многом связанных с изначальным противоречием между научным методом французской социологии и претензией на обретение «духовной власти», а также организационными трудностями (болезнь Кайуа и его отъезд в Аргентину). После начала войны, в сентябре 1939 г. имело место несколько неудачных попыток возродить деятельность «коллежа» в Париже или Буэнос-Айресе. Проект «сакральной социологии» нашёл отражение в книгах Кайуа конца 1930-х гг. – «Миф и человек» («Le Mythe et l’homme», 1938) и «Человек и сакральное» («L’Homme et le sacré», 1939) и в работах Батая послевоенного периода – «Теории религии» («Théorie de la religion», 1948), «Проклятой части» («La Part maudite», 1949), «Эротизме» («L'Érotisme», 1957), которые оказали немалое влияние на европейскую интеллектуальную жизнь последней трети 20 в.
Для современной социологии наследие «коллежа» представляет скорее историческую и библиографическую ценность. Оно изучается в контексте европейской интеллектуальной истории 20 в., представляет интерес для исследователей творчества Ж. Батая, Р. Кайуа, М. Лериса и других входивших в это объединение авторов. Кроме того, концепции «коллежа» стали значимой вехой в истории концепта сакрального, который начиная с рубежа 19–20 вв. активно развивался как в ряде исследовательских программ, в числе которых были французская социология, немецкая герменевтика священного, традиционализм, так и отдельными философами (Ю. Кристева, Дж. Агамбен, Р. Жирар и др.).