Турция. История. История Турции со 2-го тысячелетия до н. э. до современности
Исто́рия Ту́рции со 2-го тысячеле́тия до н. э. до совреме́нности, история Турции с древнейших времён и до периода современности.
Территория Турции в доосманский период. Образование и расцвет Османской империи
Территория Турции до образования Османской империи полностью или в значительной степени входила в состав таких государственных образований древности и Средневековья, как Хеттское царство, Лидия, Мидия, государство Ахеменидов, держава Александра Македонского, государство Селевкидов, Понтийское царство, Пергамское царство, Древний Рим, Византия, Конийский султанат и др. Эртогрул, вождь огузов-кайы, откочевавших из Хорасана под натиском монголов, получил от Конийского султаната пограничный удел на северо-западе п-ова Малая Азия, а его сын Осман I провозгласил себя в нём правопреемником Сельджукидов (1299). Однако первичные признаки государственности (базовые институты, столица, чеканка монеты, регулярные воинские соединения) прослеживаются только при его наследнике Орхане.
Положение на границе с ослабевшей Византией стало стратегическим преимуществом княжества (бейлика) Османа. Из слияния тюркского полукочевого и постепенно исламизировавшегося греческого оседлого населения начала складываться этнополитическая общность османцев. Её элита первоначально обогащалась добычей и трофеями, а также данью и налогами с покорённых земель. Лишь позднее сформировалась система эксплуатации податного люда (райя). На принадлежавших казне сельскохозяйственных площадях ленники (сипахи) получали пожалования (тимары и зеаметы) с обязательством снаряжать за счёт собираемых податей определённое количество воинов, но без права вести собственное хозяйство. Остальные земли были или наделами государя, его рода и высших чинов (хасс), или благотворительным имуществом религиозных учреждений (вакф), или частновладельческими угодьями (мюльк).
Присоединив последние византийские владения в Анатолии и бейлики по берегам Эгейского моря, Орхан обратился к Фракии. В 1352–1354 гг. его сын Сулейман-паша, переправившись через Дарданеллы, создал плацдарм в Галлиполи (ныне Гелиболу) и быстро расширил его, перебрасывая туда войска и переселенцев. Мурад I, принявший титул султана, приступил к завоеванию Болгарии и Сербии, ввёл в состав вооружённых сил корпус янычар (в противовес огузской знати) и начал централизацию властных институтов. Гибель султана в битве на Косовом Поле в 1389 г. не помешала ускорению экспансии турок в Европе при его наследнике Баязиде I. В Азии Османское государство расширялось, консолидируя огузские племена, по мере того как с уходом монголов (1350-е гг.) к нему добровольно примыкали бейлики и отдельные самоуправляющиеся города. К концу 14 в. Османскому государству подчинились Караман, Сивас, Самсун. После битвы при Анкаре (1402) султанат распался, между престолонаследниками начались усобицы, на западе Малой Азии и на Балканах вспыхнули восстания (одно из них, под руководством Бедреддина Махмуда, вылилось в крестьянскую войну).
Держава восстановилась при Мехмеде I и продолжила натиск на запад. При Мураде II и Мехмеде II Фатихе Османское государство приобрело важную военно-стратегическую позицию, покончило с самоуправлением Сербии, присоединила Морею (ныне Пелопоннес), территорию Афинского герцогства, Трапезунд, Боснию и ряд островов Эгеиды, подчинила Крым и Валахию, сломила сопротивление Скандербега. В 1453 г. была взята столица Византии – Константинополь. Баязид II (правил в 1481–1512) покорил Герцеговину и Молдавию, но в Анатолии столкнулся с противодействием Сефевидов. Селим I (правил в 1512–1520) начал гонения на шиитов, разгромил Исмаила I и занял Тебриз, завоевал Армению, Курдистан и Северную Месопотамию c Мосулом, затем Сирию, Египет и Западную Аравию. Сулейман I Кануни продолжал захваты на востоке, но главный удар направил на запад, где ожесточённо воевал с Венгерским королевством и Испанией Габсбургов, шёл на сближение с Францией, подданным которой в 1536 г. даровал т. н. капитуляции (торговые, консульские и судебные льготы).
В середине 16 в. Османская держава достигла пика своего могущества, хотя некоторые из захваченных земель были вскоре утрачены (Центральное и Восточное Закавказье) или сохранили фактическую независимость (Йемен, Черногория). Границы оставались стабильными ещё более века, несмотря на ряд поражений (в том числе от испанско-венецианской эскадры при Лепанто в 1571). В условиях османской гегемонии ослабление аристократии покорённых народов (особенно на Балканах) сопровождалось централизацией, которая поначалу способствовала социально-экономической стабильности и процветанию. Двор покровительствовал литературе, наукам и искусствам, зодчеству, обогащаясь от сбора налогов с многократно увеличившегося податного населения.
Османская империя в конце 16 – начале 20 вв.
Великие географические открытия, падение курса драгоценных металлов и «революция цен» в Европе нанесли значительный урон экономике Османской империи. Активизация товарно-денежного обмена при общем консерватизме военно-ленной системы заставляла сипахов усиливать давление на райю. С конца 16 в. перестал соблюдаться запрет на сосредоточение нескольких ленов в одних руках, в 17–18 вв. сипахи всё чаще разорялись и уступали тимары владельцам, не связанным воинскими обязательствами, либо превращали их в частные поместья (чифтлик). Сокращалась численность и падала дисциплина османской армии, что ярко выразилось в т. н. джелялийской смуте на рубеже 16–17 вв. в Анатолии, в которой, наряду с крестьянами, участвовали и тимариоты. Разлагались и соединения, состоявшие на денежном жалованье. Янычары в нарушение правил обзаводились семьями, перерождаясь в своеобразную привилегированную прослойку. Их участие в придворных распрях побуждало государей содержать принцев под строгим наблюдением: после Сулеймана I султаны перестали возглавлять походы и всё меньше влияли на государственные дела. Управление фактически перешло к т. н. Порте – ведомству великого везира. Экономическое отставание Османской империи от Центральной и Восточной Европы вызвало коренной перелом в соотношении сил между ними. За разгромом Османской империи под Веной (1683) последовала череда поражений от Священной лиги, итог которым подвёл Карловицкий конгресс 1698–1699 гг. Эпизодические успехи османцев (провал Прутского похода 1711, отвоевание Мореи и др.) объяснялись международной ситуацией (в том числе войной за Испанское наследство). После Пожаревацких мирных договоров 1718 г. великий везир Ибрахим-паша попытался укрепить государство, приняв меры, в том числе в области культуры (основание первой турецкой типографии). Резкое увеличение фискального бремени и расточительство двора вызвали в 1730 г. восстание городских низов Стамбула под руководством Патрона Халила, в ходе которого Ибрахим-паша лишился жизни, а султан Ахмед III – трона.
Со 2-й трети 18 в. начался глубокий кризис империи. После столкновения с Австрией и Россией (1735–1739) она добилась сравнительно мягких условий Белградского мира 1739 г. благодаря Франции, которую вознаградила «генеральной капитуляцией» 1740 г: Махмуд I (правил в 1730–1754) навечно закрепил привилегии для французских подданных в своих владениях (низкие пошлины, освобождение от налогов, консульская юрисдикция и др.). Распространённый затем и на другие державы капитуляционный режим послужил важнейшим рычагом утверждения иностранного капитала в османских пределах. С развалом военно-ленной системы ополчение сипахов сократилось, а боеспособность янычар и регулярных частей снижалась из-за недисциплинированности и необученности. Порта пыталась исправить положение, приглашая иностранных инструкторов, но их деятельность не распространялась за пределы артиллерии и сапёрных подразделений. Правящий класс, утрачивавший военные выгоды, усиливал фискальный пресс, подрывая сельское хозяйство. Налоговое бремя усугубила введённая в 18 в. пожизненная аренда казённых земель (мукатаа). Территориальные потери сократили и без того узкий внутренний рынок, внешний рынок монополизировали иностранные негоцианты.
Русско-турецкие войны 1768–1774 гг. и 1787–1791 гг. покончили с гегемонией османцев на Чёрном море и Балканах. К началу 19 в. султану перестали подчиняться многие районы Албании, Болгарии, Западной и Центральной Анатолии, подконтрольные аянам и деребеям. Османские правящие круги уже при Мустафе III (правил в 1757–1774) и Абдул-Хамиде I (правил в 1774–1789) начали искать пути к возвращению былой мощи империи через централизацию. Первый серьёзный проект преобразований, разработанный Селимом III, – «новый порядок» (Низам-и Джедид) – предусматривал упорядочение военно-ленного землевладения, рекрутирование по-европейски обученной пехоты, расширение связанного с армией и флотом мануфактурного производства. Однако он натолкнулся на противодействие большей части вельмож, улема и янычарского корпуса, опасавшихся за свои привилегии. Успеху начинаний султана препятствовали и внешнеполитические осложнения [Египетская экспедиция Наполеона Бонапарта, спровоцировавшая османцев на войну с Францией; разрыв русско-турецкого союза (1805)]. В 1826 г. Махмуд II истребил янычарский корпус и начал реорганизацию армии, реформы администрации, финансов, права и культуры. Однако преобразования не смогли предотвратить сокращения пределов империи. Так, действуя против ваххабитов формально по султанскому поручению, Мухаммед Али фактически подчинил себе значительную часть Аравии (1811–1818). Бухарестский мир 1812 г. передвинул границы России к реке Прут. Впоследствии отвлечение русских сил на войну с Наполеоном I позволило Махмуду II восстановить своё владычество над Сербией, однако для подавления Греческой национально-освободительной революции ему пришлось обратиться за помощью к Мухаммеду Али, обещая передать ему Сирию и Крит (1824). К 1827 г. египетские войска захватили почти всю Грецию, но Россия, Великобритания и Франция совместными усилиями разгромили османско-египетскую эскадру при Наварине, а высадка французов в Морее и русско-турецкая война 1828–1829 гг. окончательно решили греческий и сербский вопросы (Адрианопольский мир 1829 и Лондонский протокол 1830). Вместе с территориями Османская империя неуклонно теряла свою самостоятельность во внешней, а отчасти и во внутренней политике.
Египетские кризисы стимулировали в 1839 г. новую волну реформ (известны как реформы Танзимата). Модернизация государственного управления и упорядочение судопроизводства не поколебали султанского самовластия, хотя основополагающие акты преобразований гарантировали безопасность жизни и имущества всем подданным. Крымская война 1853–1856 гг. положила начало финансовому закабалению Османской империи через внешние займы, задолженность по которым стремительно росла. Реформы 2-го периода Танзимата (1856–1876) отвечали главным образом интересам иностранного капитала и компрадоров-немусульман, получивших право владеть землёй, ряд концессий на строительство железных дорог и др. Учреждались банки, в том числе франко-британский Оттоманский имперский банк с правом эмиссии. К концу 1860-х гг. в османском обществе появились силы, сознательно противопоставлявшие себя правящей элите. В 1865 г. было создано тайное общество «новых османов», ставившее перед собой задачу введения конституционного строя. В начале 1870-х гг. Порта прекратила платежи по оттоманскому долгу; в Герцеговине, Боснии и Болгарии бушевали восстания. В мае 1876 г. великий везир Мидхат-паша, чьей поддержкой заручились «новые османы», низложил Абдул-Азиза и возвёл на престол Мурада V, которого считал своим единомышленником. В августе того же года Мурада V сменил Абдул-Хамид II.
Он утвердил конституцию (с существенными поправками, расширившими права короны), торжественное обнародование которой в декабре 1876 г. приурочивалось к открытию Константинопольской конференции, созванной великими державами для пересмотра управления балканскими провинциями. Однако в начале 1877 г., после провала переговоров, Абдул-Хамид II сместил Мидхат-пашу и репрессировал бо́льшую часть «новых османов», в феврале 1878 г. распустил избранный парламент и установил деспотический режим (зулюм, тур. zulüm – гнёт).
Продиктованные российской стороной по итогам русско-турецкой войны 1877–1878 гг. условия Сан-Стефанского мира 1878 г. под давлением западных держав подверглись пересмотру на Берлинском конгрессе 1878 г., однако уже в 1881–1882 гг. Греция присоединила Фессалию, Франция установила протекторат над Тунисом, Великобритания оккупировала Египет, в 1885 г. Восточная Румелия воссоединилась с Болгарией. В 1879 г. империя объявила себя банкротом. В 1881 г. султан т. н. Мухарремским декретом учредил Управление Оттоманского государственного долга под руководством иностранных кредиторов, передав в его ведение основные статьи доходов, с предоставлением права прямого взимания налогов, сборов и пошлин. Другие отрасли промышленности и финансовый сектор также контролировали британцы и французы, которых с конца 19 в. потеснили немцы, получившие железнодорожную концессию в Анатолии (1888; отправной пункт для строительства Багдадской железной дороги). Протестные движения в этот период носили поверхностный характер. Политическим преемником «новых османов» с 1889 г. выступил тайный комитет «Единение и прогресс», члены которого – младотурки – восприняли требование конституции, но избрали революционные методы борьбы и обратились к идеям турецкого национализма. На фоне дестабилизации, вызванной усилением освободительного движения на Балканах в начале 20 в., воспользовавшись волнениями 1906–1907 гг. в Анатолии и в некоторых воинских частях, «Единение и прогресс» в июле 1908 г. поднял вооружённое восстание, переросшее в быструю и бескровную революцию.
Однако шовинизм её вождей, бессильных перед аннексией Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией, сплотил против младотурок широкий спектр политических сил: к концу 1908 г. сформировалась либерально-западническая партия «Ахрар», в апреле 1909 г. консервативные круги попытались восстановить полновластие Абдул-Хамида II. В ответ члены комитета «Единение и прогресс», низложив султана, заняли все министерские и административные посты и установили диктатуру, отличавшуюся от абдулхамидовской только парламентской оболочкой. Османизм теперь интерпретировался не с либеральных (равноправие всех народов империи), а с ассимиляционистских (проповедь турецкого превосходства) позиций. Противоборство комитета «Единение и прогресс» со сменившей в 1911 г. «Ахрар» партией «Свобода и согласие» сопровождалось гонениями на леводемократический лагерь. В 1913 г. правительство запретило Османскую социалистическую партию (основана в 1910) и провело кадастровый учёт, который, закрепив частную собственность на землю, усилил обезземеливание крестьян.
В 1910-х гг. младотурки окончательно перешли на позиции пантюркизма. К 1914 г. вся власть сосредоточилась в руках триумвирата (Энвер-паша, Талаат-паша, Джемаль-паша), который вовлёк Османскую империю в Первую мировую войну на стороне Тройственного союза 1882 г. По плану германского командования османские вооружённые силы развернули наступления против Великобритании в Египте и против России на Кавказе, закончившиеся соответственно крахом атаки на Суэц и разгромом при Сарыкамыше (конец 1914) с потерей Эрзурума и Трабзона (1916). Внутри страны триумвират развернул беспрецедентные по масштабу и организованности гонения на нетурецкие этносы. Начавшиеся в 1915–1916 гг. депортация и массовое истребление (геноцид) армян и понтийских греков, а также жестокий террор против ассирийцев привели к уничтожению или изгнанию подавляющего большинства христианского населения востока Малой Азии и Армянского нагорья. Репрессии обрушились также на элиту сиро-ливанских арабов. Политика триумвирата вызывала недовольство населения в центре и на местах (массовые заговоры офицерства, голодные бунты в городах, возмущение германским засильем в армии и др.). После Брестского мира 1918 г. младотурецкий режим участвовал в интервенции на Кавказе. В сентябре 1918 г. османские силы захватили Баку, однако другие её соединения потерпели поражение на Палестинском (от британцев) и Македонском (от французов) фронтах, советское правительство отменило Брестский договор в части, касавшейся Османского государства. В октябре султанское правительство сдалось на милость победителей, подписав Мудросское перемирие 1918 г. После самоликвидации «Единения и прогресса» его лидеры бежали за границу, на министерские посты были назначены сторонники «Свободы и согласия», парламент распущен. Флот Антанты вошёл через проливы в Чёрное море, объединённое командование контролировало ситуацию в столице. Великобритания, Франция и Италия воспользовались правом оккупации стратегически важных пунктов, которое предоставлялось им Мудросским перемирием, заняли Мосул, Киликию и соседние районы, часть Западной Анатолии с Антальей вплоть до Коньи.
Турция с 1919 г. до середины 20 в.
Катастрофические для Османской империи результаты 1-й мировой войны стимулировали оформление турецкого национального движения, руководство которым взяла на себя преимущественно мусульманская торговая буржуазия Малой Азии. Носителями националистического мировоззрения выступали образованные слои (в первую очередь офицерство), тяжело переживавшие крах Османской империи. Большое влияние на становление национального движения оказали события 1917–1918 гг. в России, в частности, турки были вдохновлены стойкостью советской власти перед лицом иностранной военной интервенции.
В январе 1919 г. в Юго-Восточной Анатолии началась партизанская война. В мае под прикрытием британско-франко-американского флота греческая армия заняла Измир, партизанская война перекинулась на запад полуострова. Летом – осенью 1919 г. национально ориентированные силы оформились в общества защиты прав, которые на созванных ими Эрзурумском и Сивасском конгрессах потребовали суверенитета для турецкой нации и учредили Представительный комитет – первое временное правительство Турции во главе с Мустафой Кемалем (с 1934 – Ататюрк). Крупные землевладельцы, часть столичных интеллектуалов, бывшие султанские сановники, входившие в состав националистических организаций, ставили своей задачей отпор внешнему натиску, в то время как наиболее вестернизированное крыло с позиций территориального национализма добивалось преобразования Анатолии в независимое современное государство.
Султан и оккупационные силы попытались разогнать конгресс в Сивасе, но добились лишь переноса в конце 1919 г. местопребывания Представительного комитета в Анкару. Они вынужденно удовлетворили требование о смене великого везира и созыве в Стамбуле парламента, который в январе 1920 г. провозгласил «Национальный обет» – декларацию независимости Турции. В марте столица была оккупирована силами Антанты, управление передано верховным комиссарам, парламент разогнан, главой правительства назначен британский ставленник. В апреле 1920 г. в Анкаре под председательством Мустафы Кемаля открылось Великое национальное собрание (меджлис) Турции (ВНСТ), объявившее себя единственной законной властью в стране.
Первой внешнеполитической акцией ВНСТ стало обращение с предложением об установлении дипломатических отношений к Советской России, которая в июне выделила ему существенную помощь деньгами, вооружением и боеприпасами, средствами связи и прочим. В августе султанское правительство подписало Севрский мирный договор 1920 г., однако ВНСТ категорически отказалось признать его условия, договор так и не вступил в силу.
В марте 1921 г. РСФСР и Турция подписали Московский договор о дружбе и братстве: стороны признавали новую границу и совместно заявляли о непризнании международных актов по Турции (в первую очередь Севрского договора 1920). Эти положения подтвердили Карсский договор (октябрь 1921) Турции с республиками Закавказья и Анкарский договор (январь 1922) с Украинской ССР.
В январе и марте 1921 г. кемалисты отбили при Инёню атаки греков, в августе – сентябре окончательно остановили их наступление на реке Сакарья, в августе 1922 г. при Думлупынаре разгромили греческие силы и в сентябре овладели Измиром. По Муданийскому перемирию 1922 г. Антанта аннулировала Севрский договор, вернула Турции Восточную Фракию, вывела войска из Стамбула и зоны проливов, отказалась от режима капитуляций, международного финансового контроля и привилегий иностранных концессионеров.
По Лозаннскому мирному договору 1923 г. независимость Турецкой Республики получила международное признание.
Кемалистская революция оказала фундаментальное воздействие на турецкие массы (в частности, через посредство мобилизованных солдат и добровольцев): идеалом государственного строительства впервые заявлялись не торжество ислама или честь династии, а свобода нации и дело народа. В ноябре 1922 г. меджлис упразднил султанат, в октябре 1923 г. провозгласил Турцию республикой, в марте 1924 г. ликвидировал халифат. Дальнейшие преобразования под руководством Мустафы Кемаля и его Народно-республиканской партии (НРП), известные как «кемалистские реформы», затронули государственное устройство, правовую сферу, культуру и быт: была принята республиканская конституция, гражданский, уголовный и торговый кодексы; фактически секуляризовано вакуфное имущество; упразднены шариатский суд, медресе и немусульманские конфессиональные школы; расширена сеть народного образования (создание университетов); закрыты суфийские братства; европеизированы календарь и повседневная форма одежды; латинизирован алфавит, проведена реформа языка; предоставлено избирательное право женщинам; введены фамилии, отменены титулы и прочее.
Слабость левых и либералов позволила кемалистам ограничиться реформами, направленными на утверждение частной собственности, в том числе на селе, где сформировалась новая прослойка землевладельцев. Большинство крестьян пользовались землёй на условиях кабальной аренды, имели задолженности перед ростовщическим капиталом. Требования рабочего движения встречались репрессиями. Экономический курс кемалистов основывался на этатизме и носил протекционистский характер (частью аннулированы, частью выкуплены почти все иностранные концессии, основаны национальные банки, в том числе Центральный республиканский банк, к которому перешло от Оттоманского банка право эмиссии; построен ряд новых железных дорог, портовых сооружений, промышленных предприятий, увеличен торговый флот, улучшены внешнеторговый и платёжный балансы); в его реализации большую поддержку Турции (кредитами и технической помощью) оказал СССР.
Реформы вызвали ожесточённое сопротивление улема, региональной аристократии, стамбульских компрадоров и даже некоторых бывших соратников Мустафы Кемаля, объединившихся в оппозиционные партии и группировки (Вторая группа защиты прав, 1922; Прогрессивно-республиканская партия, 1924). К 1926–1927 гг. открытые оппозиционные выступления были подавлены. Победа руководящего ядра кемалистов означала долговременное сращивание анатолийских деловых кругов с бизнесом Стамбула и Измира, устранение разногласий между ними и формирование самостоятельной национальной торгово-финансовой буржуазии.
Во внутренней политике НРП приняла в 1931 г. в качестве основных принципов «шесть стрел» – республиканство, национализм, народничество, лаицизм (светскость), революционность, этатизм. На практике принятие этих принципов означало союз с латифундистами и зажиточным крестьянством на селе и жёсткое давление на рабочий класс, количественно выросший в связи с появлением новых и расширением старых отраслей промышленности. Трудовое законодательство 1936 г. (запрещавшее стачки и коллективные договоры) распространялось лишь на незначительную часть пролетариата. Закон о печати 1937 г. облагал независимую прессу непосильными взысканиями и штрафами.
До середины 1930-х гг. во внешней политике Турции преобладала тенденция к «равноудалённости» от обоих мировых лагерей. Сохранялась и укреплялась дружба с СССР (через соответствующие договоры); одновременно турецкое правительство шло на серьёзные уступки Западу (соглашение 1928 об уплате Оттоманского долга золотом, участие в Балканской Антанте и т. п.), сближение с которым в дальнейшем проявлялось всё явственнее. На конференции в Монтрё 1936 г. по вопросу о Черноморских проливах Анкара пыталась в угоду Лондону провести постановления в ущерб интересам других черноморских стран.
После смерти в 1938 г. Ататюрка президентом республики и председателем НРП был избран его соратник И. Инёню, вскоре привлёкший на руководящие посты ряд оппозиционных деятелей. В период Второй мировой войны Турция лавировала между державами «оси» и странами антигитлеровской коалиции: в октябре 1939 г. заключила пакт с Великобританией и Францией, в 1940 г. сблизилась с Германией, в июне 1941 г. подписала с Берлином договор «О дружбе и ненападении» и, сохраняя формальный нейтралитет, оказывала ему разнообразную помощь. В августе 1944 г. разорвала дипломатические отношения с Германией, в феврале 1945 г. объявила ей и Японии войну.
2-я мировая война чувствительно ударила по экономике Турции (содержание почти миллионной армии, прямые и косвенные военные расходы, натуральное обложение крестьянства, ряд новых налогов, продление рабочего дня, отмена еженедельных выходных, 4–5-кратный рост цен, резкое увеличение государственного долга). Широко практиковались (в том числе с санкции правительства) различные спекуляции с участием высших административных чинов. Массовое недовольство диктатурой НРП и усилившиеся репрессии усугубляли внутреннюю напряжённость. Обострились прежние разногласия в правящей элите.
В 1945 г. от НРП откололась влиятельная группа М. Дж. Баяра и А. Мендереса, которая, нарушив её властную монополию, через несколько месяцев основала Демократическую партию (ДП). ДП заставила правительство пойти на уступки по аграрному и трудовому законодательству (разрешение профсоюзной деятельности и др.), однако основное направление внутренней политики не изменилось. Во внешнеполитической сфере наметилась переориентация на Вашингтон, который с 1947 г. фактически учредил опеку над Турцией, в 1948 г. подписал с Анкарой соглашение о предоставлении американской помощи. В последующие годы в обмен на большие кредиты и субсидии на вооружение и строительство на турецкой территории были размещены военные базы с американским персоналом.
Турция во 2-й половине 20 в.
В 1950 г. НРП вновь потерпела поражение на парламентских выборах, к власти пришла ДП. Президент М. Дж. Баяр и премьер А. Мендерес обещали добиться быстрого оздоровления и подъёма экономики с опорой на частную инициативу. Заметно возросли вложения иностранного и турецкого капитала, увеличилась производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Усиливалось влияние США. В 1950–1953 гг. Турция посылала солдат в Корею, в 1952 г. вступила в Организацию Североатлантического договора (НАТО), позднее – в Багдадский пакт 1955 г. Новое правительство проводило последовательно антисоветскую линию в ООН и других международных организациях, избрало курс на конфронтацию с восточноевропейскими странами, Грецией и арабскими государствами.
Во внутренней политике правительство ДП вразрез с предвыборными заявлениями приняло ряд жёстких мер (законы 1951 и 1953 о длительном заключении для рядовых коммунистов и смертной казни для руководителей, закон 1954 против независимой печати и др.). Недовольство интеллигенции и офицерства привело в апреле 1960 г. к уличным демонстрациям, которые были разогнаны. Майский заговор тайной организации молодых офицеров – «ататюркистов» (27 мая 1960), который поддержало высшее командование, завершился арестом М. Дж. Баяра, А. Мендереса и других членов их кабинета. Вся власть перешла к Комитету национального единства (КНЕ) под председательством генерала Дж. Гюрселя. Роспуск ДП и судебный процесс над партийными лидерами (трое из них, в том числе Мендерес, были казнены) лишь временно прервали деятельность её сторонников; крупные собственники полностью сохранили все экономические позиции. В феврале 1961 г., когда КНЕ разрешил создание новых партий, ДП возродилась как Партия справедливости (ПС).
Конституция 1961 г. провозгласила Турцию «правовым, национальным, демократическим, светским и социальным государством» и предусмотрела, хотя и с ограничениями, создание партий, ассоциаций, органов печати, проведение забастовок и т. п. Парламентские выборы (октябрь 1961; победили НРП и ПС) и самороспуск КНЕ дали мощный стимул общественной жизни. Развитие экономики усиливало крупный капитал и укрепляло представлявшую его интересы ПС. Крайне правые силы, считая ПС недостаточно активной поборницей мусульманских ценностей, постепенно создавали собственные организации. Быстро развивались левые течения (идеологически разношёрстные группировки, социальной базой которых были интеллигенция, студенчество и часть офицерства); самые прочные позиции занимала Рабочая партия Турции (РПТ).
Два десятилетия подряд должность президента республики замещалась представителями генералитета (в 1961–1966 Дж. Гюрсель, в 1966–1973 Дж. Сунай, в 1973–1980 Ф. Корутюрк). На правительственно-парламентском уровне обозначилась резкая поляризация политических сил. Влияние НРП слабело; после перехода партии на левоцентристские позиции (1965) её правое крыло образовало самостоятельную Партию доверия (ПД, с 1967). В 1965 г. однопартийное правительство ПС возглавил С. Демирель, полномочия которого подтвердили выборы 1969 г. Правящие круги, не имея возможности легально ликвидировать левые группировки, прибегали к обходным манёврам, в том числе используя тактику уличных погромов, лидеры которых формировались из мусульманских традиционалистов и ультраправых. Обострение внепарламентской борьбы в конце 1960-х – начале 1970-х гг. заставило армейское командование поддержать выдвинутый правительством Демиреля лозунг борьбы против крайне левых и крайне правых, с упором на подавление деятельности коммунистов и социалистов.
Внутриполитический кризис обострялся резким имущественным расслоением и пролетаризацией крестьянства. Неуклонно росла задолженность Турции по займам и кредитам США и других западных держав. После 1960 г. турецкое правительство, сохраняя ориентацию на НАТО и Организацию Центрального договора (СЕНТО), постепенно нормализовало отношения с СССР и другими социалистическими и нейтралистскими (главным образом арабскими) странами. Дружественные связи с Москвой получили в дальнейшем преимущественно экономическую направленность (в том числе на основе соглашения 1967, предусматривавшего строительство в Турции ряда крупных предприятий и промышленных объектов на советские кредиты и с советской технической помощью). В 1963 г. Турция стала ассоциированным членом Европейского экономического сообщества.
Экономическая нестабильность, репрессии против демократических организаций и американское присутствие в стране вызывали недовольство молодёжи, в среде которой активизировались левацкие группировки, применявшие террористические методы. В марте 1971 г. высшее командование отстранило правительство С. Демиреля от власти, но сохранило гражданское управление страной. В мае в ряде районов Турции прошли массовые аресты представителей всех неугодных правительству группировок, главным образом левой направленности, были запрещены РПТ и ряд других организаций и приостановлены социополитические реформы. Разногласия между партиями и военным командованием практически парализовали деятельность меджлиса, где большинство по-прежнему принадлежало ПС. В 1972 г., когда НРП подтвердила «левоцентристский» курс (проведение аграрной реформы, ограничение позиций иностранного капитала, усиление государственного сектора), от неё откололась ещё одна группа «умеренных», пополнившая ряды ПД (с 1973 Республиканская партия доверия, РПД). Однако в октябре 1973 г. НРП добилась значительного успеха, хотя не получила абсолютного большинства в меджлисе; в январе 1974 г. её председатель Б. Эджевит, организовав коалицию с Партией национального благополучия (ПНБ), возглавил правительство. Однако разногласия в меджлисе привели в сентябре к отставке Эджевита и распаду созданного им блока. В условиях кипрского кризиса 1974–1975 гг. Турция разместила на севере Кипра армейский контингент для защиты самопровозглашённой республики, что резко ухудшило её отношения с некоторыми партнёрами по НАТО, в том числе с Вашингтоном.
В марте 1975 г. ПС вступила в коалицию с ПНБ, РПД и Партией национального действия (ПНД; основана в 1969), вплоть до 1980 г. С. Демирель и Б. Эджевит сменяли друг друга во главе правительства. Политическая ситуация, ввиду внепарламентского противоборства левых и правых сил на фоне кипрского кризиса и экономических трудностей, оставалась напряжённой: с начала 1970-х гг. терроризм радикалов с обеих сторон сопровождался обострением этнических и религиозных конфликтов, что привело к введению режима чрезвычайного положения во многих районах. Перед угрозой разрастания хаоса военные в сентябре 1980 г. вновь совершили путч. Совет национальной безопасности (СНБ) во главе с начальником генштаба К. Эвреном, приостановив действие конституции, подверг гонениям ведущих политиков, оппозиционеров (как исламистов, так и коммунистов), профсоюзных лидеров. В 1981–1982 гг. был разработан и принят референдумом новый основной закон, по которому многие гражданские и политические права могли быть ограничены во имя защиты «национальной безопасности», «единства государства» и «общественной нравственности». За меджлисом признавалась вся полнота законодательной власти с правом избрания президента, который наделялся обширными полномочиями («временные постановления» предусматривали, что после вступления конституции в действие этот пост автоматически займёт Эврен).
Военные жёстко контролировали выборы в ноябре – декабре 1983 г. в меджлис, исключив из кампании Социал-демократическую партию (СоДеП) и Партию верного пути (ПВП) – преемниц запрещённых НРП и ПС и предписав создание 3 партий: Национал-демократической партии (НДП), получившей поддержку армии, умеренно левой Народнической партии (НП) и консервативной Партии отечества (ПО), ориентированной на частное предпринимательство. ПО получила абсолютное большинство мандатов, её лидер Т. Озал возглавил правительство страны. Несмотря на возвращение к гражданскому правлению, опасность сепаратизма и противостояние терроризму заметно влияли на внутреннюю политику Турции. В 1984 г. Рабочая партия Курдистана (РПК; другое название – Курдская рабочая партия) развернула вооружённую борьбу за независимость Курдистана и в конце 1980-х – начале 1990-х гг. вела почти непрерывные партизанские действия против турецкой армии.
Турция в конце 20 – начале 21 вв.
В 1985 г. СоДеП и НП слились в Социал-демократическую народническую партию (СДНП). В 1987 г. произошла легализация партий, существовавших до 1980 г., к парламентским выборам были допущены все некурдские движения, включая ПВП и СДНП: абсолютное большинство вновь получила ПО. В ноябре 1989 г., по окончании полномочий К. Эврена, Т. Озал занял пост президента страны. В октябре 1991 г. СДНП и ПВП смогли вытеснить ПО из меджлиса, образовав коалицию и выдвинув на пост премьера С. Демиреля, который, после смерти Озала в апреле 1993 г., был избран президентом. Его место во главе партии и коалиционного правительства (с участием СДНП) заняла Т. Чиллер.
Начало 1990-х гг. обозначило поворот в турецкой внешней политике: Турция, ранее добивавшаяся полного членства в ЕС, но так и не получившая положительного ответа, пошла на расширение связей с мусульманским миром, выступив одним из учредителей Организации Исламская конференция (с 2011 Организация исламского сотрудничества), в июне 1992 г. инициировала создание Организации экономического сотрудничества причерноморских государств, через которую намеревалась развивать контакты с РФ и странами Восточной Европы, наладила тесные экономические и культурные отношения с республиками Закавказья и Центральной Азии. После вторжения вооружённых сил Ирака в Кувейт в августе 1990 г. Турция присоединилась к эмбарго ООН в отношении Багдада, перекрыв транспортировку иракской нефти (в обмен на компенсацию и дополнительную помощь со стороны Эль-Кувейта Анкара также разрешила Пентагону использовать военные базы на своей территории для операции «Буря в пустыне»).
Курс Т. Озала с конца 1980-х гг., имевший целью поддержание роста ВВП за счёт искусственного расширения ёмкости внутреннего рынка, помог снизить инфляцию и способствовал значительному расширению промышленного производства. Валютно-финансовый кризис 1994 г. вызвал девальвацию турецкой лиры, падение ВВП и снижение доходов большинства населения. В этих условиях умеренные исламисты из Партии благоденствия («Рефах») Н. Эрбакана в декабре 1995 г. завоевали относительное большинство мест в меджлисе, вынудив Т. Чиллер блокироваться с ПО (под руководством М. Йылмаза) на условиях ротации поста премьера. Разногласия между Чиллер и Йылмазом привели к падению кабинета, в июне 1996 г. Эрбакан возглавил правительство. Он поддерживал усиление влияния ислама и сближение с мусульманскими соседями (в том числе с Ираном). Однако уже в марте 1997 г. во избежание очередного путча Эрбакан согласился с требованиями СНБ о свёртывании активности религиозных институтов и отказе от поддержки шариатских норм в быту, судопроизводстве и образовании. В июне после запрета военными деятельности «Рефах» Эрбакан подал в отставку.
В июне 1997 г. М. Йылмаз под лозунгом защиты лаицизма вновь возглавил правительство, составленное из членов ПО и малых партий – ДП и Демократической левой партии (ДЛП, во главе с Б. Эджевитом). В конце ноября 1998 г. правительство получило вотум недоверия, но свой пост Йылмаз покинул в январе 1999 г. Премьер-министром стал Эджевит, он временно стабилизировал финансы, попытался провести социально-экономические преобразования.
В мае 2000 г. президентом республики избран противник Эджевита А. Н. Сезер. В конце 2000 – начале 2001 гг. валютный кризис повторился, и, хотя в августе 2002 г. меджлис утвердил масштабную программу реформ, в ноябре на досрочных парламентских выборах победили преемница «Рефах» – Партия справедливости и развития (ПСР, под руководством Р. Т. Эрдогана) и левоцентристская НРП. Премьер-министром стал А. Гюль; в марте 2003 г. его сменил Эрдоган, с которого новый парламент снял ограничение на право избираться.
Несмотря на обвинения в популизме, правительство продолжило линию на сотрудничество с МВФ и финансовую стабилизацию, на обеспечение членства Турции в Европейском союзе (переговоры с Еврокомиссией в 2004–2005). Весомым внутриполитическим успехом было промежуточное решение «курдского вопроса» принятием ряда законов и мер по расширению социокультурных прав меньшинств. В июле – августе 2007 г. ПСР утвердила свои позиции на очередных парламентских и президентских выборах: А. Гюль занял кресло президента республики, Р. Т. Эрдоган продлил свои полномочия во главе правительства. В меджлис вместе с ПСР прошли НРП и ПНД, остальные партии были представлены независимыми депутатами.
В июне 2011 г. досрочные парламентские выборы в очередной раз принесли ПСР победу. В сентябре 2012 г. суд приговорил к заключению более 300 офицеров за попытку переворота в 2003 г. В мае 2013 г. беспрецедентные акции протеста (под лозунгом защиты светских ценностей от угрозы исламизации) спровоцировало решение о вырубке парка Таксим-Гези (Стамбул). Полицейское насилие привело к ожесточённым столкновениям и запрету на демонстрации в больших городах. Зимой 2013/2014 г. после антикоррупционной операции, выявившей в организации государственных тендеров нарушения и махинации на высшем уровне, Эрдоган провёл чистку полиции и попытался подчинить судебные структуры министерству юстиции. Одобрение меджлисом законопроекта о контроле над Интернетом привело к внутрипартийному кризису, который, однако, удалось преодолеть; уличные протесты в общенациональном масштабе были жёстко пресечены. В 2014 г. первые прямые всенародные выборы президента республики принесли победу Эрдогану.
Премьер-министром стал А. Давутоглу, избранный также председателем ПСР. Правление Эрдогана отмечено усилением авторитарных тенденций, давлением на оппозицию, гонениями на независимые СМИ и общественные организации; во внешнеполитической сфере – стремлением к доминированию в регионе. В ночь на 16 июля 2016 г. в Турции была предотвращена попытка военного переворота; в стране введено чрезвычайное положение.
История Турции с 2017 г.
16 апреля 2017 г. состоялся конституционный референдум, по его результатам принят пакет конституционных поправок, предусматривавших переход от смешанной к президентской форме правления. В феврале 2018 г. в Турции начался тяжёлый финансовый кризис, продолжилась девальвация национальной валюты (на 22,3 % по итогам 2018). Р. Т. Эрдоган обвинял в экономических трудностях страны Запада, в том числе США, отношения которых с Турцией обострились после ареста турецкими властями в ноябре 2016 г. живших в Измире евангелического пастора Э. Брансона и его жены (депортированы в США в октябре 2018). Опасаясь падения своего рейтинга, Эрдоган назначил досрочные всеобщие выборы на 24 июня 2018 г. На них он был переизбран на второй срок, набрав 52,59 % голосов; его ближайший конкурент М. Индже, представлявший НРП, получил 30,64 % голосов. На состоявшихся одновременно парламентских выборах победу с результатом в 53,6 % голосов одержала коалиция Народный альянс, объединяющая ПСР и крайне правую Партию национального действия. По итогам местных выборов 31 марта 2019 г. ПСР удалось сохранить контроль над большинством муниципалитетов, однако мэрами крупнейших городов страны (Стамбула, Анкары и Измира) были избраны представители НРП. Новый виток инфляции в Турции начался в 2021 г., по итогам года её уровень составил 36,08 %.
На очередных президентских выборах 2023 г. победу с небольшим перевесом над лидером НРП К. Кылычдароглу одержал действующий глава государства Р. Т. Эрдоган. В первом туре (14 мая) он набрал 49,52 % голосов, во втором (28 мая) – 52,18 %. Парламентские выборы 2023 г. вновь принесли победу коалиции Народный альянс.
Внешнеполитический курс Р. Т. Эрдогана во многом определяет участие в турецко-курдском конфликте и отношения с Сирией. Турецкие вооружённые силы и протурецкие формирования сирийской оппозиции в ходе операции «Оливковая ветвь» (январь – март 2018) вытеснили курдские вооружённые формирования из района г. Африн (в западной части Сирийского Курдистана). По итогам военной операции «Источник мира» (октябрь 2019) Турции удалось создать на севере Сирии, вдоль границы с Турцией, 30-километровую зону безопасности. По итогам переговоров между Эрдоганом и президентом РФ В. В. Путиным 22 октября 2019 г. было достигнуто соглашение о совместном российско-турецком патрулировании этой территории. Осенью 2020 г. Турция оказала поддержку Азербайджану в вооружённом конфликте в Нагорном Карабахе. По итогам переговоров о прекращении огня 10 ноября было принято решение об организации в Карабахе совместной миротворческой миссии из военнослужащих России и Турции. С 18 апреля 2022 г. Турция проводит военную операцию на севере Ирака (в иракском Курдистане) против позиций признанной ею террористической организацией Рабочей партии Курдистана.
Российско-турецкие отношения
Базовым документом, определяющим отношения между Российской Федерацией и Турецкой Республикой в современный период, является Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики, подписанный в 1992 г. и ратифицированный в 1993 г. Согласно тексту договора, Российская Федерация и Турецкая Республика «рассматривают друг друга как дружественные государства и строят отношения между собой на основе добрососедства, сотрудничества и взаимного доверия», уважают суверенитет и территориальную целостность друг друга.
В течение 1990-х гг. состоялся ряд визитов на высшем уровне, которые способствовали развитию отношений между странами. В мае 1992 г. визит в Москву нанёс премьер-министр Турции С. Демирель, в 1997 г. Турцию посетил глава правительства России В. С. Черномырдин, договорившийся с турецким правительством о дальнейшем сотрудничестве в энергетической сфере. В декабре 2004 г. Анкару впервые за предыдущие 30 лет посетил глава российского государства – президент РФ В. В. Путин, был заключён договор о сотрудничестве в оборонной и энергетической отраслях. Стороны также подписали декларацию об углублении дружбы и многопланового партнёрства. В 2005 г. Россию посетил премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган. В 2009 г. была подписана Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений и дальнейшем углублении дружбы между нашими странами. В 2010 г. лидерами двух стран учреждён Совет сотрудничества высшего уровня (ССВУ) – руководящий орган под сопредседательством президентов, разрабатывающий «стратегию и основные направления развития отношений» между Россией и Турцией.
Позитивно сотрудничество складывается в сферах торговли, энергетики и туризма. В начале 21 в. РФ вошла в число основных торговых партнёров Турции наряду со странами Западной Европы и США. Активное сотрудничество осуществляется и в сфере энергетики. Российские специалисты внесли решающий вклад в строительство первой атомной электростанции на территории Турции – «Аккую», которое было начато в 2010 г. Развиваются связи и в экспорте энергоносителей. В 2003 г. в эксплуатацию был введён проходящий по дну Чёрного моря трубопровод «Голубой поток», который связал Россию с азиатской частью Турции. В конце 2019 г. завершено строительство трубопровода – «Турецкий поток», идущего через Чёрное море в Восточную Фракию (европейскую часть Турции).
В ноябре 2015 г. российско-турецкие отношения осложнились, после того как рядом с турецко-сирийской границей турецкими ВВС был уничтожен российский истребитель Су-24. В ответ Россия ввела санкции против Турции и частично отменила упрощённый визовый режим. После извинений, принесённых Р. Т. Эрдоганом, двусторонние отношения начали восстанавливаться; РФ стала первой страной, куда после неудачной попытки переворота летом 2016 г. нанёс зарубежный визит Эрдоган. В 2016–2022 гг. состоялся ряд двусторонних контактов на высшем уровне.
Турция не присоединилась к антироссийским санкциям Запада, введённым в связи с проведением Специальной военной операции России на Украине. Продолжается активное экономическое сотрудничество. Осенью 2022 г. президент России В. В. Путин выступил с предложением создания газового хаба в Турции для поставок природного топлива в другие страны, в том числе в европейские.