Трапезундская империя
Трапезу́ндская импе́рия, государство на северо-восточном побережье Малой Азии (1204–1461). Во время осады Константинополя участниками 4-го крестового похода внуки свергнутого в 1185 г. византийского императора Андроника I Комнина – Алексей и Давид при поддержке отряда грузинских войск царицы Тамары и местного населения Понта в апреле 1204 г. овладели Трапезундом и начали наступление на Запад. В 1204–1205 гг. они заняли области Понта и Пафлагонии. Старший из братьев – Алексей I Великий Комнин принял титул императора ромеев, династия стала именоваться Комнинами Великими. В ходе войн с Феодором I Ласкарисом, правителем Никейской империи, войска Великих Комнинов потерпели поражение в 1214 г. Тогда же сельджуки захватили у них Синоп.
Трапезундская империя локализовалась в границах Понта до реки Чорох (Чорух). Её основным населением были греки и эллинизированные лазы. В столице (г. Трапезунд) и на юго-востоке проживали армяне. По административному делению Трапезундская империя делилась на 7 округов (банд) и пограничную фему – Великую Лазию. Господство клановых групп и их лидеров распространялось на целые районы Трапезундской империи и часто соединялось с административными функциями на службе императоров. Попытки столичной бюрократии контролировать управляемую семейными кланами провинцию не привели к успеху. Экономика Трапезундской империи основывалась на развитой специализированной агрикультуре, региональной и международной торговле и обслуживающем её ремесле, включая судостроение и морские перевозки. Вина, лесные орехи, мёд, квасцы экспортировались в Константинополь, Крым, Приазовье, Италию. Зерно ввозили морем, в основном из Северного Причерноморья. Оттуда же доставляли соль, осетровых, икру. Крестьянская община Трапезундской империи была устойчивой и долго сохраняла относительную самостоятельность. Рост вотчинного и монастырского землевладения усилился с 14 в. Крупные земельные владения архонтов располагались в основном на периферии. Императорские вотчины были разбросаны и не составляли монолитного хозяйственного комплекса. Во 2-й половине 13 в., после образования державы ильханов, города Трапезундской стали важными терминалами посреднической торговли между Востоком и Западом. В 1270–1280-е гг. в столице возникли фактории генуэзских, с 1319 г. – венецианских купцов. Их права и привилегии подтверждались императорскими грамотами, но, в отличие от Византии, в Трапезундской империи иностранное купечество не освобождалось от уплаты торговых пошлин. Греческое купечество вступало в деловые отношения с итальянцами, часто становясь их младшими партнёрами. Предметами транзитной торговли через Трапезунд были прежде всего специи, шёлк, хлопок, драгоценные камни. В обмен на них с Запада импортировали преимущественно сукно и серебро. Пребывание итальянских купцов в Трапезундской империи порождало конфликты. В их основе лежала борьба за уровень налогов, а также конкуренция с местным и, отчасти, восточным купечеством. Конфликты Трапезундской империи с Венецией, перешедшие в войны, произошли в 1374–1376 гг., с Генуей – в 1304, 1313–1314, 1348–1349, 1415–1417 гг. В результате поражений власти Трапезундской империи понижали налоги с иностранных купцов и выплачивали репарации. Полученные от генуэзского Банка Святого Георгия займы остались непогашенными до падения Трапезундской империи.
Находясь в кольце тюркских владений, Великие Комнины неоднократно признавали вассальную зависимость: от монголов в 1246 г., от Тимура в 1402 г., от османов в 1456 и 1458 гг., от Ак-Коюнлу в 1459 г.; заключали брачные союзы. Отражая нападения отдельных тюркских племён, Великие Комнины допускали расселение тюрок на своей территории, превращая их в федератов и союзников.
Возглавляемая митрополитом, Церковь Трапезундской империи обладала автономией, закреплённой данной в 1260 г. вселенским патриархом привилегией. Крупные монастыри Трапезундской империи (Сумела, Вазелон и др.) и храмы (Святого Евгения, Святой Софии, Хрисокефал) были почитаемыми центрами православного паломничества. Митрополиты и клирики Трапезундской империи часто посещали русские земли, поддерживались экономические, политические и культурные связи с русскими княжествами. Допуская существование католических монастырей на своей территории, императоры Трапезундской империи тем не менее придерживались антиуниатских позиций как после Лионского собора 1274 г., так и после Ферраро-Флорентийского собора.
Культура Трапезундской империи развивалась в русле византийских традиций, сохраняя самобытные черты. В Трапезундской империи были значительные скриптории и библиотеки, существовали научные школы астрономии, математики, медицины, работали известные риторы и писатели (Ливадин Андрей, Георгий Амируци, Иоанн Евгеник, митрополит Иосиф Лазаропул и многие др.). В Трапезундской империи было построено и реконструировано более 100 церквей. Расширенный и укреплённый трапезундский акрополь стал одним из лучших фортификационных сооружений Причерноморья. К художественным памятникам мирового значения относят фрески храма Святой Софии и монастыря Сумела. Трапезундская империя играла значительную роль в передаче византийского культурного наследия Московской Руси.
После падения Константинополя в 1453 г. Трапезундская империя участвовала в формировании антиосманской коалиции вместе с Ак-Коюнлу, Грузией, папством, западноевропейскими государствами. В 1461 г. Трапезунд, а затем и вся Трапезундская империя были захвачены войсками Мехмеда II Фатиха и вошли в состав Османского султаната.