Гюрсель Джемаль
Гюрсе́ль Джема́ль (Cemal Gürsel) (13.10.1895, Эрзурум – 14.9.1966, Анкара), турецкий военный и государственный деятель, четвёртый президент Турецкой Республики (1961–1966).
Родился в семье османского офицера. Выпускник (1915) стамбульской военной школы Кулели, с последнего курса которой он в 1914 г. отправился на фронт Первой мировой войны. В 1915 г. получил офицерское звание и в чине лейтенанта артиллерии вступил в ряды регулярной армии. Участвовал в Дарданелльской операции под руководством Мустафы Кемаля (с 1934 – Ататюрка), затем воевал в Палестине и Сирии (1917), несколько лет пробыл в британском плену (1918–1920). После возвращения в Анатолию Гюрсель примкнул к освободительному движению во главе с Мустафой Кемалем и участвовал во всех крупных сражениях на западном фронте Войны за независимость Турции 1919–1922 гг. После окончания военной академии (1929) карьера Гюрселя пошла вверх: в 1940 г. он получил звание полковника, в 1946 г. стал бригадным генералом, в 1957 г. – генералом армии, в 1958 г. занял одну из высших в армейской иерархии должностей командующего Сухопутными силами Турции (тур. Türk Kara Kuvvetleri). 3 мая 1960 г. Гюрсель подал в отставку, выразив несогласие с политикой правительства А. Мендереса, использовавшего армию для подавления студенческих протестов.
В конце 1950-х гг. молодые офицеры – организаторы государственного переворота 27 мая 1960 г., в результате которого был свергнут режим Джеляля Баяра и А. Мендереса, – вошли в контакт с Гюрселем и попробовали заручиться поддержкой авторитетного генерала. В феврале 1959 г. майор Сади Кочаш провёл переговоры с Гюрселем, по их итогам он смог убедить Гюрселя возглавить операцию по свержению правительства. При этом Гюрсель выступал против поспешных действий и фактически не участвовал в подготовке переворота. 27 мая 1960 г., после утреннего радиообращения фактического лидера военного переворота полковника Альпарслана Тюркеша, который сообщил о том, что армия в лице Комитета национального единства (КНЕ) (тур. Millî Birlik Komitesi) взяла на себя управление страной, Гюрсель был срочно вызван в Анкару. В 1960 г. он возглавил Турцию в качестве председателя КНЕ, премьер-министра и министра обороны (столь широкими полномочиями не обладал даже Ататюрк).
Гюрсель был номинальным главой, реальная власть принадлежала полковнику Тюркешу – советнику президента и лидеру радикального крыла в составе КНЕ, выступавшему за отстранение от власти политических партий и установление долговременного военного режима по египетской модели. По инициативе Тюркеша в августе 1960 г. из армии было уволено 235 из 260 генералов, 5 тыс. полковников и майоров, в октябре 1960 г. чистки прошли в университетах – было уволено 147 профессоров (спустя полтора года часть из них добилась восстановления). Растущее влияние радикалов было неприемлемым для политической элиты страны и вызывало опасения у западных союзников. Внутри армии у Тюркеша и его соратников не оказалось достаточно серьёзной поддержки. В сложившейся ситуации Гюрсель видел необходимость в скорейшем возвращении власти гражданскому правительству, поэтому одним из первых его шагов на посту главы государства стало формирование комиссии по подготовке новой, более прогрессивной и либеральной конституции. Противостояние с радикальным крылом КНЕ достигло пика осенью 1960 г. 13 ноября 1960 г. Гюрсель внезапно объявил о том, что КНЕ распущен и образован комитет в новом составе; при этом из КНЕ было выведено 14 человек, в том числе и Тюркеш, – в народе это событие прозвали чисткой «Группы четырнадцати» (тур. Ondörtler). Все они были спешно отправлены в почётную ссылку в качестве военных атташе и советников турецких посольств в различных странах.
Впоследствии Гюрсель ещё дважды – в июне и октябре 1961 г. – сталкивался с попытками государственного переворота со стороны офицеров-радикалов, обе они были успешно пресечены. Отстранение «Группы четырнадцати» позволило оставшимся умеренным членам КНЕ включиться в работу по подготовке новой конституции, которая должна была учесть политическую практику 1950-х гг., подвести новую законодательную базу под турецкую многопартийную политическую систему и способствовать углублению модернизации общественной жизни. Подготовка окончательной редакции конституции была поручена двухпалатному Учредительному собранию, которое состояло из КНЕ и 272 представителей политических партий и общественности. Конституция 1961 г. представляла собой значительный шаг вперёд во внедрении норм демократии и создании широких основ для формирования плюралистического гражданского общества. Оставляя в силе декларацию о принадлежности суверенитета только нации, новая конституция включила положение о том, что право применения этого суверенитета должно принадлежать соответствующим органам в установленных законом рамках, т. е. это право изымалось из неограниченного и бесконтрольного ведения Великого национального собрания Турции (ВНСТ).
Для контроля конституционности законов создавался совершенно новый для Турции орган – Конституционный суд. Конституция вводила двухпалатный парламент: Национальное собрание и Сенат республики. Наконец, был воспринят важный принцип западного конституционного права – принцип разделения властей. Не менее важным нововведением было и создание условий для формирования и деятельности общественных организаций, а политические партии и движения в Турции впервые были признаны «неотъемлемыми элементами демократической политической жизни» (ст. 56). Из прямого ведения исполнительной власти были выведены университеты, радио и телевидение, которые получили статус самоуправляющихся органов. Конституция предоставляла демократическим силам страны возможности бороться за расширение социальных, политических и экономических прав, но оставляла нерешённой проблему национальных меньшинств (прежде всего курдов), открывая при этом дорогу легальной деятельности политического ислама и радикального тюркизма. Важным нововведением конституции 1961 г. стало создание Совета национальной безопасности (СНБ) (тур. Millî Güvenlik Kurulu) во главе с президентом. В совет по должности входили командующие всеми видами вооружённых сил, а также ряд ключевых министров, тем самым политическая субъектность армии была законодательно закреплена и институционализирована. В последующие два десятилетия СНБ постепенно расширял своё влияние на политику и превратился во всесильного стража, временами замещавшего правительство в качестве центра реальной власти и принятия решений.
Референдум по новой конституции 9 июля 1961 г. принёс серьёзное разочарование творцам переворота 27 мая 1960 г.: конституцию одобрили лишь 61,7 % избирателей, при этом количество голосов, поданных против, составило 38,3 %. Результаты парламентских выборов 15 октября 1961 г. были не менее красноречивы: возглавляемая Исметом Инёню кемалистская Народно-республиканская партия (НРП) набрала 36,7 % голосов, обеспечив себе 173 депутатских места, что было лишь немногим больше Партии справедливости (ПС), которую рассматривали как «прямую наследницу» распущенной Демократической партии (ДП) Мендереса (34,8 % и 158 мандатов). Партия новой Турции (тур. Yeni Türkiye Partisi) Экрема Алиджана [возрождение Партии свободы (тур. Hürriyet Partisi), основанной в 1955 отколовшимися демократами] получила 13,7 % голосов, в то время как консервативная Республиканско-крестьянская национальная партия (РКНП) (тур. Cumhuriyetçi Köylü Millet Partisi) – 14 %. Таким образом, политические партии, считавшиеся наследницами ДП, были самой значительной силой в стране.
Одной из самых неоднозначных страниц в политической карьере Гюрселя стал его отказ, несмотря на просьбы глав иностранных государств, отменить смертные приговоры экс-премьеру А. Мендересу, экс-министру иностранных дел Фатиху Рюштю Зорлу и экс-министру финансов Хасану Полаткану, вынесенные в сентябре 1961 г. специальным трибуналом, заседавшим на тщательно охраняемом о. Яссыада в Мраморном море за пределами Стамбула. Казнь Мендереса, Зорлу и Полаткана стала серьёзной травмой в общественном сознании турок и тяжким моральным бременем политиков-кемалистов, которое используется их политическими оппонентами во время избирательных кампаний. Большинство осуждённых специальным трибуналом политиков и общественных деятелей (464 человека из 592 представших перед судом) уже в 1-й половине 1960-х гг. были амнистированы и отпущены на свободу, а в 1970-е гг. полностью восстановлены в политических правах. В 1990 г. ВНСТ специальным законом реабилитировало Мендереса, Зорлу и Полаткана, их тела были перевезены с о. Имралы в Стамбул, где с государственными почестями и в присутствии президента Т. Озала торжественно перезахоронены в специально построенном мавзолее на проспекте Родины (тур. Vatan Caddesi) 17 сентября 1990 г. В 2013 г. власти Турции официально переименовали Яссыада в Остров Демократии и Свободы (тур. Demokrasi ve Özgürlükler Adası), в 2020 г. специальным решением ВНСТ ретроспективно признало незаконными правовые основания, на которых проходил процесс над лидерами и функционерами Демократической партии в 1960–1961 гг.
После парламентских выборов 1961 г. Гюрсель был избран президентом страны, лидер НРП И. Инёню возглавил коалиционное правительство. Период президентства Гюрселя оказался достаточно нестабильным временем. В феврале 1962 и мае 1963 гг. в Турции состоялись две неудачные попытки государственного переворота. Главной внешнеполитической проблемой стал кипрский кризис 1963–1964 гг., выразившийся во всплеске насилия между турецкой и греческой общинами Кипра. Беспорядки проходили на фоне инициированных президентом Кипра архиепископом Макариосом изменений в конституции острова, ограничивших автономию турецкого меньшинства, что послужило поводом для атак на ряд турецких деревень. Гюрсель рассчитывал решить вопрос дипломатическими средствами и 25 декабря 1963 г. направил письмо президенту США Л. Б. Джонсону с просьбой оказать давление на Грецию и Кипр и пресечь насилие и массовые убийства турецкого гражданского населения. Тогда же над Кипром в качестве предупреждения правительству острова стали курсировать турецкие военные самолёты. На фоне эскалации ситуации летом 1964 г. президент США Л. Б. Джонсон направил главе правительства Турции И. Инёню знаменитое письмо с предостережением от попыток военной силой защитить турок-киприотов и запретом использовать поставляемое США вооружение для какого-либо вторжения. Письмо попало в прессу и спровоцировало мощную волну антиамериканизма, однако дальнейшей эскалации конфликта вокруг Кипра удалось избежать.
В целом внешняя политика Турции во время пребывания Гюрселя на посту главы государства характеризовалась усилением взаимодействия со странами Запада, Ближнего Востока и Советским Союзом. Важным шагом во внутренней политике стало введение системы пятилетних планов, способствовавших выходу страны из экономического кризиса. Принятая при Гюрселе конституция 1961 г. считается самой либеральной в истории Турции (по сравнению с конституциями 1924 и 1982).
К середине 1960-х гг. из-за ухудшающегося состояния здоровья Гюрсель во многом дистанцировался от управления страной. В феврале 1966 г. он отправлен на лечение в США, где через несколько недель впал в кому. 26 марта 1966 г. Гюрсель был доставлен в Анкару и продолжил лечение в Военно-медицинской академии Гюльхане. 28 марта 1966 г., после того как консилиум врачей объявил, что Гюрсель не может исполнять обязанности главы республики, ВНСТ избрало новым президентом начальника Генерального штаба генерала Джевдета Суная.
Гюрсель похоронен на территории мавзолея Кемаля Ататюрка («Аныткабир») в Анкаре. 30 августа 1988 г. его прах перенесён на Государственное кладбище (тур. Devlet Mezarlığı) в Анкаре, где покоятся останки президентов Турции и героев Войны за независимость – соратников Кемаля Ататюрка.