Тег

Алтарный образ

Алтарный образ
Найденo 10 статей
Питер Пауль Рубенс. Триптих «Воздвижение креста». 1610–1611
Произведения живописиПроизведения живописи
«Воздвижение креста» (триптих П. П. Рубенса)
«Воздвиже́ние креста́», алтарный триптих в соборе Богоматери в Антверпене, одно из наиболее значительных произведений П. П. Рубенса. Принадлежит к важнейшим художественным достижениям эпохи барокко. В современном виде представляет собой монументальный триптих-складень (дерево, масло; центральная часть 460 × 340 см, боковые створки 460 × 150 см каждая). Созданный в 1610–1611 гг. для замены пострадавшего в ходе Нидерландской революции 16 в. главного алтаря церкви Святой Вальбурги в Антверпене (снесена в 1817), алтарь Рубенса первоначально представлял собой полиптих в богатой резной раме в готическом стиле, был установлен на высоком помосте с лестницей и просматривался с любой точки длинного центрального нефа готического храма. Объединив живопись, скульптуру и архитектуру в художественный ансамбль, мастер впервые в Европе за пределами Италии продемонстрировал барочный синтез искусств. При работе над «Воздвижением креста» и «Снятием с креста» (1611–1614, собор Богоматери, Антверпен) сформировался зрелый индивидуальный стиль Рубенса, определивший дальнейшее развитие искусства Фландрии (А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс) и других европейских стран.
Термины
Триптих
Три́птих, произведение изобразительного искусства, состоящее из трёх частей; вариант полиптиха. В традиционном понимании – трёхчастный складень или алтарь со скульптурными или живописными изображениями. Получил распространение в христианском искусстве, особенно в Западной Европе 14 – начала 17 вв. («Алтарь Портинари» Х. ван дер Гуса, 1473–1478, Уффици, Флоренция). С 19 в. модель триптиха использовалась в светском мировом искусстве («Большой город» О. Дикса, 1927–1928, Музей искусств, Штутгарт).
Дуччо ди Буонинсенья. Триптих «Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Хрисией Римской». Ок. 1312–1315
Термины
Полиптих
Поли́пти́х, многочастное произведение изобразительного искусства. К этому типу относятся диптих, триптих, тетраптих, пентаптих, а также произведения, которые включают в себя более пяти составляющих. Наибольшее распространение полиптих получил как одна из форм скульптурного или живописного алтарного образа в Западной Европе в эпоху Возрождения («Маэста́» Дуччо ди Буонинсеньи, 1308–1311, Музей собора, Сиена; Гентский алтарь Я. ван Эйка, 1432, собор Святого Бавона в Генте).
Сано ли Пьетро. Полиптих Джезуати (Мадонна с Младенцем и святыми). 1444
Термины
Антепендиум
Антепе́ндиум (лат. аntependium, буквально – висящий впереди; итал. paliotto), в христианской традиции – фронтальная часть, фасад алтаря. Декоративно украшенный или имеющий сюжетное изображение, мог изготовляться из различных материалов (известны варианты из камня, раскрашенного резного дерева, чеканных драгоценных металлов) или украшаться иконами. Наиболее распространённый тип – вышитая алтарная пелена (антепендиум из Рупертсберга, начало 13 в., Королевские музеи искусства и истории, Брюссель). Вероятно, происхождение антепендиумов связано с раннехристианской практикой размещения алтарей над могилами святых – впоследствии житийные композиции излагали историю святого, которому был посвящён алтарь (антепендиум из Каталонии с изображением «Христа во славе» и сценами жития святого Мартина, 1250, дерево, темпера, Музей искусства Уолтерс, Балтимор).
Антепендиум с изображением Христа во славе и сценами жития святого Мартина. Каталония. 1250
Произведения скульптуры
Благочестивый образ
Благочести́вый о́браз (нем. Andachtsbild), в западно-христианской традиции небольшой живописный или скульптурный алтарный образ, предназначенный для домашних алтарей или частных капелл в церквях. Такие образы служили для созерцания и погружения в молитвенную медитацию в камерной обстановке, что должно было приблизить молящегося к постижению Бога. Наибольшую популярность получили в период позднего Средневековья (14–15 вв.), особенно в Германии и Нидерландах, где был распространён христианский мистицизм и концепция Devotio Moderna («нового благочестия»), согласно которой человек мог приблизиться к Христу через сопереживание и познание его страданий. Традиционно сюжетами благочестивых образов становились темы, связанные со Страстями Христовыми, в которых делался акцент на человеческих муках Христа («Муж скорбей», Распятие, «Се человек», Оплакивание и т. д.). Характерная черта благочестивых образов – отказ от многофигурных нарративных композиций в пользу подчёркнуто эмоциональных малоформатных образов Христа и (или) Богоматери. Термин введён немецким филологом А. Шпамером (Spamer A. Das kleine Andachtsbild vom XIV. bis XX. Jahrhundert. München, 1930).
Пьета. 1435–1440. Германия
Термины
Алтарный образ
Алта́рный о́браз, художественное произведение в системе алтаря в Римско-католической церкви. Алтарный образ может включать в себя живописные панно, круглую скульптуру, рельеф, элементы декора. В эпоху Средних веков и Раннего Возрождения преобладают многочастные алтарные образы с центральной частью, посвящённой главному объекту изображения, и дополняющими её створками. С 16 в. алтарные образы, как правило, представлены алтарной картиной (иногда скульптурным произведением или алтарной фреской).
Мастер жития Марии. Месса святого Губерта. Створка Верденского алтаря. Ок. 1485–1490