«Консервативная революция»
«Консервати́вная револю́ция» (нем. Konservative Revolution), идейное и политическое движение в Германии 1920–1930-х гг., представителей которого объединяло неприятие Версальского мирного договора 1919 г. и Веймарской республики, парламентской демократии («говорильни») и либерализма, ориентация на «революцию справа», которая должна привести к восстановлению вечной иерархии ценностей (Э. Ю. Юнг, 1894–1934) и органического единства нации без сословий и классовой борьбы [«Третий Рейх» («Das Dritte Reich») А. Мёллера ван ден Брука, 1923]. Словосочетание «консервативная революция» впервые было употреблено Т. Манном в предисловии к антологии русских писателей (1921), а его «Размышления аполитичного» (1918) можно считать одним из первых манифестов консервативной революции; широкое распространение оно получило после доклада Г. фон Гофмансталя о литературе как «духовном пространстве нации» (1927). В исследовании А. Молера «Консервативная революция в Германии в 1918–1932 гг.» («Die Konservative Revolution in Deutschland 1918–1932»;1950) и в последующих работах под «консервативной революцией» подразумевается как идеология ряда политических организаций и клубов Германии, так и совокупность идей многих крупных немецких мыслителей, в том числе О. Шпенглера, Э. Юнгера, Ф. Юнгера (1898–1977), К. Шмитта, М. Хайдеггера, М. Шелера, Э. Ротхаккера, В. Зомбарта, К. Брейзига (1866–1940), Х. Фрайера, О. Шпанна (1878–1950), Э. Никиша (1889–1967) и др.
«Консервативная революция» должна была положить конец либеральной эпохе и привести к социализму или «солидаризму» («прусский социализм» О. Шпенглера, «солдатский социализм» Э. Юнгера, «немецкий социализм» В. Зомбарта и др.), т. е. сообществу работников: организованное общество и плановая экономика должны способствовать «тотальной мобилизации» всех человеческих и материальных ресурсов. У близких к правящим кругам «младоконсерваторов» «консервативная революция» ограничивалась ликвидацией либеральной демократии; А. Мёллер ван ден Брук, Х. Фрайер и авторы журнала «Действие» («Die Tat») относили к правящей элите управляющих концернов и банков, сформулировав в 1920-х гг. идеи, которые впоследствии получили известность как «революция менеджеров». Австрийский экономист и социолог О. Шпанн разработал теорию «корпоративного государства»; сходные идеи развивал Зомбарт. Левое крыло «консервативной революции» было значительно более радикальным: для Э. Юнгера «тотальная мобилизация» невозможна без полной ликвидации частной собственности и превращения всего общества в «рабочих»; «национал-большевистская» программа Э. Никиша ориентировалась на опыт Советской России. При общей для всех представителей «консервативной революции» «антизападной» позиции наиболее радикальные «национал-революционеры» призывали к политическому союзу с СССР в борьбе с Антантой.
Антилиберальная и антидемократическая идеология «консервативной революции» способствовала краху Веймарской республики. С приходом нацистов к власти «консервативная революция» исчезает как идейное движение, отдельные её представители вступили в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию или сотрудничали с гитлеровским режимом, некоторые были убиты (Э. Ю. Юнг) или оказались в тюрьме (Э. Никиш). В большинстве своём представители «консервативной революции» находились в оппозиции к национал-социализму, будучи противниками расовой теории и контроля одной партии над государственной машиной; многие из них были связаны с генералом К. фон Шлейхером, уничтоженным нацистами в «ночь длинных ножей». При этом идеологи нацизма широко пользовались разработанной «консервативной революцией» терминологией («Третий рейх», «национальная революция» и т. д.).
В послевоенной Германии влияние идей «консервативной революции» можно обнаружить в философской антропологии А. Гелена, а также в политической философии ряда немецких консерваторов [Г. Рормозер (1927–2008) и др.].