Диктатура
Диктату́ра (лат. dictatura; англ. dictatorship), понятие, производное от названия чрезвычайного магистрата в Древнем Риме, диктатор (dictator). Буквальное значение латинского слова диктатор – повелитель [например, лат. Dicio Romana – господство Рима (в значении господства над побеждёнными народами)]. В истории Нового времени термином «диктатура» стали обозначать режим чрезвычайной власти, а впоследствии – все политические режимы, не относящиеся к «демократическим». В этом значении она синонимична тирании и деспотии.
Римская диктатура
Магистраты – должностные лица в республиканском Риме – подразделялись на ординарные (выборные) и экстраординарные. Экстраординарными назывались магистраты, назначавшиеся в случае необходимости. Магистратура диктатора как экстраординарного магистра отличалась от общих принципов республиканской магистратуры, прежде всего, единоличным характером, а также специфическим ограничением по сроку. Римская диктатура была регламентирована правом; и, хотя диктаторы имели возможность принимать единоличные решения, в ранний период они активно взаимодействовали с Сенатом и комициями.
Диктатор обладал неограниченными законодательными, исполнительными и судебными полномочиями (summum imperium). Против него не могло использоваться даже «обращение к народу» (лат. provocatio ad populum), составлявшее право римского гражданина в отношении решения любого другого магистрата. Прочие магистраты продолжали сохранять свои полномочия, но подчинялись диктатору. Это имело принципиальное значение, поскольку устройство римских республиканских магистратур в обычной правовой ситуации предполагало, что у каждого магистрата есть собственная, автономная сфера деятельности и соответствующих прав, а вышестоящий магистр имеет право отменить принятое нижестоящим решение, но не имеет права ему предписывать. После выполнения возложенной задачи (полномочия диктатора являлись целевыми) или по истечении 6 месяцев диктатор был обязан сложить свои полномочия и предоставить отчёт о своих действиях.
Помимо диктатур для отражения внешней и внутренней угрозы римское право знало учреждение диктатур для решения кратковременных задач: выполнения религиозного обряда, руководства публичными торжествами, созыва народного собрания и т. п. В рамках этих задач диктатор обладал тем же объёмом полномочий, что и в случае отражения угрозы: он назначался для выполнения какого-либо особого действия, выходящего за пределы обычного порядка вещей.
Существует принципиальное различие между диктатурами 5–3 вв. до н. э. и позднереспубликанскими диктатурами. Диктатуры особенно часто устанавливались в 4 в. до н. э., когда к диктатуре были допущены в том числе и плебеи, получившие к этому времени право избираться в консулы. Наибольшую известность имели диктатуры времён Второй Пунической войны – борьбы с Ганнибалом, поставившим Рим на грань выживания.
После этого вплоть до кризиса Римской республики 1 в. до н. э. диктаторы не назначались. Появление диктатуры нового типа относится к 82 г. до н. э., когда Сулла был назначен диктатором на неопределённый срок, что развязывало ему руки для борьбы с внутренними врагами. Сулла ставил своей целью восстановление авторитета сената в борьбе с популярами и, достигнув цели, сложил с себя полномочия через 3 года. Цезарь в 45 г. до н. э. получил десятилетнюю (т. е. фактически бессрочную) диктатуру, а незадолго до гибели – полномочия пожизненного диктатора.
После убийства Цезаря консул Марк Антоний, вскоре ставший одним из триумвиров «второго триумвирата», в числе принятых им законов (lex Antonia) провёл закон de dictatura, которым утверждалось уничтожение магистратуры диктатора навеки и предписывалась смертная казнь для диктатора и для лица, посмевшего выдвинуть его кандидатуру. В 22 г. до н. э. сенат предложил диктатуру Октавиану Августу, но тот отказался, что стало одним из элементов конструирования сложного статуса, который в исторической литературе получил название «принципат», в юридическом смысле являясь комбинацией ординарных магистратур. В римском публичном праве диктатуры более не было.
Диктатура в Новое и Новейшее время
В законодательном плане в Новое время «диктатуры» не было, однако понятие вернулось в политико-правовой оборот с конца 18 в. В правовом плане речь шла о наделении того или иного должностного лица исключительными полномочиями, приостановлении действия того или иного объёма стандартных процедур и правовых рамок. Формирование как теории, так и реального порядка «правового государства» привело к отчётливому разграничению функционирования государства и его органов в «нормальном состоянии» и в рамках «чрезвычайного положения», а также дальнейшему разграничению разных режимов «чрезвычайного положения» («об усиленной охране», «военном положении» и т. п.). На практике режим «чрезвычайного положения» мог оказываться введённым на неопределённый срок или регулярно продлеваться, что фактически превращало «диктатуру» в своего рода фактический «нормальный порядок», однако юридическое разграничение сохраняло силу (например, в Османской империи в период правления Абдул-Хамида с 1878 по 1908 гг. действие Конституции 1876 г. было «приостановлено», хотя формально она оставалась в силе).
К диктатурам относили наделённый экстраординарными полномочиями Комитет общественного спасения времён Французской революции (1793–1795), чрезвычайные полномочия, возложенные на военного министра Л. Э. Кавеньяка для подавления Июньского восстания в Париже в 1848 г., чрезвычайные полномочия, возложенные на главу испанского правительства Р. М. Нарваэса в 1848 г., и т. п. В России, например, состоялось назначение в 1879 г. 6 временных генерал-губернаторов, на округа которых была разделена территория Европейской России, для противодействия революционному движению и последовавшее в 1880 г. учреждение Верховной распорядительной комиссии, экстраординарного органа государственного управления с широкими полномочиями, возглавленного М. Т. Лорис-Меликовым, который одновременно получил во временное подчинение Третье отделение.
Пример Кавеньяка показателен как максимально приближающийся к античным образцам. Военный министр 23 июня получил от Учредительного собрания командование всеми военными силами, 24 июня исполнительная комиссия (временный верховный орган исполнительной власти) сложила с себя полномочия, целиком передав их в экстраординарном порядке единолично Кавеньяку. 26 июня восстание в Париже было подавлено. 28 июня Кавеньяк сложил перед Учредительным собранием экстраординарные полномочия и дал отчёт о своих действиях, после чего собрание единодушно проголосовало за выражение признательности генералу и назначило его президентом совета министров и главой исполнительной власти Второй Французской республики. Этот пример прямо отсылал к политико-правовой конструкции римской диктатуры 4–3 в. до н. э.
Новое понимание диктатуры обусловлено тем, что для 19 в. речь чаще всего шла о монархическом правлении, поэтому в масштабах страны или при наделении чрезвычайными полномочиями в отношении какого-либо региона или провинции наделяемое лицо не становилось «высшим магистратом». Так, диктатура Нарваэса – это получение особых полномочий от парламента. Именно парламенту Нарваэс давал отчёт по сложению полномочий в самом начале 1849 г., но его власть, в отличие от Кавеньяка, существенно отлична от римской диктатуры, поскольку наряду с Нарваэсом и над ним оставалась обладательница высшей власти, королева Изабелла II.
Эта конструкция оказалась значимой и для политико-правового осмысления и конструирования политических режимов в 20 в. Например, Б. Муссолини обладал чрезвычайными полномочиями при сохранении формальной фигуры короля Италии Виктора Эммануила III, режим «чёрных полковников» в Греции существовал при сохранении монархии, а А. Гитлер получил особые полномочия рейхсканцлера в 1933–1934 гг. при остающемся главой государства президенте П. фон Гинденбурге.
В 19–20 вв. многочисленны примеры режимов, устанавливавшихся через объявление чрезвычайного положения собственной властью, в которых диктатура вводилась посредством государственного переворота. Примеры такого рода в 20 в. – режимы Ф. Франко в Испании (с 1936) и А. Пиночета в Чили (с 1973). Диктаторами/диктатурами в обыденном смысле также именуются единоличные или коллегиальные режимы, фактическая власть которых существенно выходит за пределы политико-правовых полномочий. В этом случае нередко говорится о «фактической диктатуре», как, например, о власти И. В. Сталина в 1930-х – начале 1950-х гг.
К началу 20 в. термин «диктатура» имел если не преобладающее, то устойчиво негативное значение. В последующем «диктатура» стала синонимом того, что в классической политической теории именуется тираническими или деспотическими видами правления, образуя избыточный ряд похожих по значению терминов и лишая возможности отличать друг от друга принципиально разные феномены.
Теория диктатуры
В 1921 г. К. Шмитт разграничил 2 типа диктатур: 1) комиссариатскую и 2) суверенную. Диктатура в этом разграничении определяется через целеполагание. Задачей первой, подчинённой («комиссия», поручения), было восстановить порядок, нарушенный, например, стихийным бедствием, эпидемией или войной. Во втором случае сам прежний порядок оказывался не просто нарушен, а отменён, невозможен.
Комиссариатская диктатура охватывала массу ситуаций – от конкретного поручения, ограниченного местом и временем, до восстановления общего порядка (как в случае с Верховной распорядительной комиссией в России). Сам правовой порядок оставался неизменным, т. е. диктатура была особым правовым порядком в рамках существующего права.
Целью суверенной диктатуры было учреждение нового правового порядка, возможно даже в точности повторяющего старый, но который должен был быть переучреждён.
В политической науке под диктатурой зачастую подразумевают неограниченную политическую власть (иногда также экономическую и идеологическую), осуществляемую группой лиц (коллегиальная диктатура, например режим «чёрных полковников» в Греции в 1967–1974) или связываемую с одним человеком (например, «диктатура Франко» в Испании, 1939–1975). В понимании диктатуры как типа правления она становится общим термином для таких политических режимов, как абсолютизм, цезаризм, бонапартизм, тоталитаризм и т. д.
Т. Моммзен характеризует римскую диктатуру как «монархическое учреждение в пределах республиканского порядка» (цит. по: Еллинек. 2004. С. 653). Пассаж Моммзена важен как типичный, поскольку позволяет увидеть логику перехода к современному обыденному словоупотреблению «диктатуры». Последнее рождается из утверждения либерально-демократического консенсуса и идеологической трактовки всех иных форм политического порядка как отклонения от нормы, т. е. как своего рода «чрезвычайного положения», что и подталкивает к их номинации как «диктатур».