Социальная атомизация
Социа́льная атомиза́ция, амбивалентный процесс разобщения и эгоистического обособления людей. С одной стороны, он означает расхождение их частных интересов, ослабление и распад личностных и групповых связей. С другой стороны, атомизация предполагает приобретение отдельным человеком самостоятельной сферы деятельности и приватной жизни, личного самосознания, освобождение от личных зависимостей, единообразного коллективного сознания, групповых предрассудков и внешнего надзора, т. е. индивидуализации.
Социальная философия и социология 18–20 вв. чаще всего связывали социальную атомизацию с переходом от традиционных обществ, скрепляемых «естественными» и «органическими» непосредственно-личными связями (например, кровнородственными, родовыми, общинными), к обществам современного типа, где господствуют в основном опосредованные, универсальные и безличные связи (товарно-денежные, абстрактно-символические, определённые местом в системе разделения труда). Новые проявления атомизации в конце 20 – начале 21 вв. анализируются в концепциях «новой индивидуализации», глобализации, постиндустриального и информационного общества. В первой концепции атомизация связывается с тенденцией представителей наиболее развитых обществ искать и планировать формы и ситуации собственной жизни вне традиционных путей крупных общественных групп – социальных классов и слоёв; во второй – с появлением космополитических кочевых «новых элит», которые порывают с национальной, региональной и местной ответственностью; в третьей – с тенденцией компьютерных технологий порождать новый вид одиночества и самоизоляции индивидов.
Предельную степень односторонней социальной атомизации, лишённую элемента индивидуализации и прочную опоры в исторических национальных институтах и культуре, обычно связывают с идеей массового общества, возникающего в переходные периоды исторических кризисов и катастроф, когда население выпадает из традиционных сетей и форм социальной организации и атомарная изоляция людей порождает массовое чувство беспомощности и социальной беззащитности. Такая социальная атомизация является «предтоталитарной» (Х. Арендт), поскольку единственной опорой для атомарного массового человека с оборванными личными контактами и тотальным недоверием к ближнему становится внешнее принуждение политической власти и насаждаемое ею внутреннее самопринуждение идеологического – чаще всего националистического – мышления. Предшественником этой концепции атомизации был политический абсолютизм Т. Гоббса, у которого людей разобщает сама «природа», наделяя их потенциально равными способностями убивать и делая всех одинаково незащищёнными, из чего следует необходимость государства, спасающего индивидов от войны «всех против всех» как «естественного состояния».