Фюре Франсуа
Фюре́ Франсуа́ (François Furet) (27.3.1927, Париж – 12.7.1997, Фижак, департамент Ло), французский историк, специалист по истории Французской революции 18 в. Из буржуазной семьи. После окончания лицея учился на гуманитарном (1949) и юридическом факультетах (1951) Парижского университета, защитил диплом по истории (1952). В 1954 г. сдал агрегационные экзамены, дающие право на преподавание в лицеях и высшей школе. Вступил во Французскую коммунистическую партию (ФКП; 1947), начал публиковать статьи в общественно-политической прессе, во время Корейской войны 1950–1953 гг. развернул пропагандистскую работу против колониализма среди парижских студентов. Вышел из ФКП в 1956 г. и участвовал в создании Объединённой социалистической партии (ОСП, 1960). После событий мая 1968 г. назначен советником министра национального образования Э. Фора (1968–1969).
Преподавал в лицее в Компьене (1954–1955) и в Фонтенбло (1955–1956). Принят в качестве научного сотрудника в Национальный центр научных исследований (1956), где он занялся социальной историей парижской буржуазии 18 в. С 1961 г. начал преподавать в 6-й секции Практической школы высших исследований (в 1975 преобразована в Высшую школу исследований по общественным наукам, École des Hautes Études en Sciences Sociales). В 1977–1985 гг. – президент Высшей школы исследований по общественным наукам, основал там Институт имени Р. Арона (1984; с 1992 Центр социологических и политических исследований имени Р. Арона), профессор Чикагского университета (1985–1997). Избран во Французскую академию (1997), но официально занять в ней место не успел.
Фюре принадлежал к третьему поколению школы «Анналов», обратившемуся к изучению политической истории. Книга «Французская революция» (Furet. 1965), написанная в соавторстве с мужем сестры Фюре, специалистом по истории раннего Нового времени Д. Рише (1927–1989), вызвала бурную полемику и повлияла на развитие научной литературы о Французской революции во второй половине 20 в. Вплоть до конца 20 в. историография революции оставалась во Франции «полем битвы» между господствовавшей в то время марксистской школой А. Собуля и «ревизионистской» школой Ф. Фюре. В отличие от историков-марксистов, считавших высшей точкой развития революции подъём движения парижских санкюлотов и диктатуру монтаньяров 1793–179 гг., Фюре и Рише характеризовали этот период как отклонение, сбой революции, позитивно оценивали более умеренный начальный этап революции и фазу, наступившую после падения диктатуры монтаньяров. Плодотворные результаты революционного десятилетия они связывали не с народными восстаниями и действиями радикальных революционеров, а с мирной реформаторской политикой социальной элиты.
Впоследствии Фюре обратился к теоретическому переосмыслению событий во Франции в конце 18 в. и подверг сомнению марксистскую концепцию буржуазной, антифеодальной революции. Смысл революции он видел в становлении демократической республики, в которой гарантированы права и свободы личности. По мнению Фюре, революционный процесс занял во Франции целое столетие, с 1770-х до 1880-х гг. Фюре развивал идеи, ранее высказанные в американской и английской историографии, а также французскими авторами 19 – начала 20 вв., такими как А. де Токвиль и О. Кошен. У Токвиля Фюре считал плодотворными размышления о преемственности между дореволюционной и постреволюционной Францией, а также о влиянии коллективных представлений на поведение людей, а у Кошена – интерес к механизмам распространения новой идеологии и воздействия на общественное мнение.
Личный опыт специалиста по Французской революции 18 в. и бывшего активиста ФКП привёл Фюре в последние годы жизни к изучению истории 20 в., историк исследовал причины увлечения коммунистическими идеями европейских интеллектуалов.