Шмитт Карл
Шмитт Карл (Carl Schmitt) (11.7.1888, Плеттенберг – 7.4.1985, там же), немецкий юрист и политический философ. В 1907–1915 гг. учился в университетах Берлина, Мюнхена и Страсбурга. Профессор в университетах Грайфсвальда (1921) и Бонна (1922), Высшей торговой школы в Берлине (1928). Сблизившись с Э. Юнгером и другими деятелями «консервативной революции», Шмитт становится одним из самых влиятельных критиков Веймарской республики и современного парламентаризма, отстаивает принципы авторитарного государства и сильной президентской власти. С 1933 г. член Национал-социалистической немецкой рабочей партии, прусский государственный советник, профессор Берлинского университета (1933–1945). После нападок в 1936 г. со стороны СС и СД и обвинений в «оппортунизме» Шмитт лишается поддержки властей и уходит во «внутреннюю эмиграцию». В 1945–1946 гг. интернирован американскими властями, лишён права преподавания; в дальнейшем работал в качестве свободного учёного.
В работах 1917–1932 гг. («Политический романтизм», 1919, русский перевод 2015; «Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы», 1921, русский перевод 2005; «Политическая теология», 1922, русский перевод 2000; «Духовно-историческое состояние современного парламентаризма», 1923, русский перевод 2000; «Учение о конституции», 1928; «Легальность и легитимность», 1932, русский перевод 2013; «Понятие политического», 1932, русский перевод 2014, послесловие А. Ф. Филиппова) Шмитт, рассматривая политические понятия как секуляризованные теологические концепты, в полемике с представителями либерализма и позитивистского нормативизма развивает концепцию «децизионизма» (от лат. decisio – решение): исходящее от суверена (национального государства) «абсолютное решение», например о «чрезвычайном положении» (Ausnahmezustand) в случае серьёзной внутренней или внешней угрозы (Ernstfall), не может быть ограничено законами и впервые делает возможным нормальное функционирование правопорядка. Шмитт противопоставляет субъективизму политической теории романтизма (право как «выражение индивидуального национального духа») провиденциалистское понимание государства у представителей католической «контрреволюции» (Ж. де Местр, Л. Бональд, Х. Доносо Кортес). Основу центрального для Шмитта понятия «политического» образует «различение друга и врага», характеризующее «высшую степень интенсивности соединения или разделения» в противостоянии «борющейся совокупности людей», предельным выражением которого является война, в том числе гражданская. Понятия «гуманности», «справедливости» или «мира» суть для Шмитта лишь предлог для политического действия, за которым кроется господство одних групп людей над другими.
После прихода нацистов к власти Шмитт разрабатывает новую теорию права: в отличие от «децизионизма», «конкретное мышление о порядке» обосновывает право исторически сложившимися социальными институтами. После 2-й мировой войны Шмитт всё более сосредоточивается на проблемах международного права. Главная работа Шмитта позднего периода – «Номос Земли в праве народов jus publicum europaeum» (1950, русский перевод 2008) исходит из конца Вестфальской системы международных отношений, предполагавшей войны ограниченного масштаба между суверенными национальными государствами и сражения регулярных армий по типу дуэли, и ставит вопрос о «новом номосе Земли». Номос (греч. νόμος – закон), толкуемый как «единство порядка и локализации» (Ordnung und Ortung), является источником и основанием любого правопорядка. Все порядки до глобализации были сухопутными; после открытия Нового света и захвата колоний возник первый глобальный номос Земли, который покоился на определённом отношении пространственных порядков суши и моря и служил основой для европоцентричного международного права. Становление нового номоса Земли связано с технической революцией и сопровождается появлением нового измерения – воздушного пространства, которое стирает различия суши и моря. В ситуации искусственной универсализации международного права, повышения эффективности технических средств уничтожения и делокализации театра военных действий война превращается в полицейскую акцию. Чтобы избежать дискриминации противника и глобальной политической унификации, за которой, по мысли Шмитта, стоят США, необходимо вернуться к подлинному политическому плюрализму, основанному на существовании множества жизнеспособных «больших пространств» и сохраняющему классическое право войны с ясным различением войны и мира, врага и преступника.
Шмитт оказал большое влияние на юридическую мысль ФРГ, к его политологическим идеям активно обращаются современные теоретики как левого, так и правого спектра в разных странах мира.