Идентификация (в социологии)
Идентифика́ция (от позднелат. identifico – отождествлять), в социологии – процесс самоопределения индивида (или определения другого) в социальном пространстве, группах, сообществах, системе их взаимодействий. Результатом идентификации является осознание человеком своей идентичности.
Изначально понятие было введено З. Фрейдом («Психология масс и анализ человеческого Я», 1921). В социологии проблемой идентификации занимались американские социологи Ч. Х. Кули, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, французский социальный психолог С. Московичи, британский социолог З. Бауман, немецкий философ и психолог Э. Фромм. Социальный и психологический механизмы идентификации – соотнесение и отождествление себя (самоидентификация) или другого с теми или иными людьми или группами (реальными или воображаемыми). В процессе самоидентификации индивид «примеряет» на себя различные социальные образцы (модели поведения, оценки, взгляды, ценности, нормы, интересы, роли, статусы), определяя «свою» группу, где он будет чувствовать себя наиболее комфортно. В результате групповые признаки, интересы, мнения и пр. превращаются в компоненты самосознания личности (Г. Тажфель), человек усваивает социальные стандарты мышления и деятельности (немецкий социолог Х. Абельс). Социальная идентификация может выглядеть как эмоционально-когнитивное отождествление себя с каким-то реальным или выдуманным лицом, подражание ему и прямое копирование, что особенно свойственно детскому и юношескому возрасту.
Объективное назначение идентификации – включить индивида в систему групповых и межгрупповых взаимосвязей и взаимодействий. Её субъективная необходимость обусловлена стремлением индивида слиться с общностями и группами, которые обеспечат защиту его жизни, интересов, потребностей в развитии и самовыражении перед лицом реальной или мнимой опасности, исходящей от других общностей (В. А. Ядов).
В структурно-функциональных теориях решающее значение в данном процессе придаётся социализации. В традиционном обществе, в котором человек практически не мог выйти за рамки сословия, местной общины и своего наследственного профессионального занятия, идентификация посредством социализации доминировала абсолютно. В интерпретативной социологии, в частности в символическом интеракционизме, она соотносится с осознанием своей социальной позиции через а) восприятие себя другими, б) противопоставление себя другим. «Перенимая роль другого, человек осмысливает самого себя» (Дж. Г. Мид). В интегративных теориях (например, у П. Бурдье) идентификация понимается как взаимодействие социальных механизмов с процессами конструирования индивидом социальной реальности с помощью личностных ресурсов и предпочтений.
Идентификация выполняет интегрирующую (объединение со своей группой) и дифференцирующую (дистанцирование от других групп) функции. Для стабильных социальных ситуаций характерна иерархическая идентификация, когда человек осознаёт себя членом сообществ различного уровня – например, человечества, этноса, нации или класса. В трансформирующихся обществах уровни идентификации могут быть нарушены, слабо коррелировать друг с другом. Человек может ощущать свою одновременную принадлежность к несовместимым группам. Поскольку этот процесс приводит в конечном счёте к осознанию людьми своих интересов как членов группы, его можно рассматривать как один из механизмов социального развития, формирования гражданского общества.