Скейтеры (субкультура)
Ске́йтеры (англ. skaters, от англ. to skate – кататься на роликовых коньках), субкультура, которая объединяет людей, катающихся на скейтборде, или скейте, – продолговатой доске с закруглёнными концами (деке) на четырёх колёсах. Зародилась в 1950–1960-х гг. в Калифорнии и стала альтернативным, более доступным для жителей городов вариантом сёрфинга. Калифорнийские сёрферы придумали «тротуарный сёрфинг» (sidewalk surfing), прикрепив к доске колёса. По аналогии с сёрфингом, первые скейтеры катались босыми. Вначале на скейтах катались на заднем дворе, в не заполненных водой бассейнах, а позднее стали искать другие локации, в 1980-х гг. перейдя на автостоянки.
История субкультуры
Первые представители субкультуры делали скейтборды самостоятельно из заводских досок, в результате чего доски были практически плоскими и заострёнными к передней части, а колёса изготавливали из керамических, железных и глиняных компонентов. С 1962 г. компании (например, Jack’s, Kips’, Hobie, Bing’s и Makaha) начали массово производить и продавать скейтборды, но доски были очень примитивными, поэтому многие представители субкультуры продолжали делать свои собственные (Radikonyana. 2017). Только в 1972 г. механик Ф. Насуорти, который впоследствии основал компанию Cadillac Wheels, изобрёл первые уретановые колёса. По сравнению со стальными и глиняными колёсами прежних модификаций уретановое колесо обеспечивало бо́льшую плавность и безопасность, позволяя скейтерам экспериментировать с новыми трюками.
Бренды одежды и обуви начали производить товары для скейтеров, тем самым укрепляя их стиль. Одним из таких известных брендов стал Vans, основанный в 1966 г. Также такие магазины, как Etnies, Converse и DC Shoes, разработали и изготовили обувь и уличную одежду, связанную со скейтбордингом. Преимущественно это были кеды и свободная спортивная одежда – футболки оверсайз, высокие носки, объёмные джинсы. Бренды извлекали выгоду из модной привлекательности скейтбординга, в частности для аудитории, которая катается на скейте и при этом является «большой частью их бизнеса» (Porter. 2008).
Скейтбординг стал быстро набирать популярность среди молодёжи, и уже в 1965 г. об этом виде досуга писали в СМИ – журнал Life поместил на обложку П. Макги, которую называли «королевой скейтборда» (Life Magazine, May 14, 1965 – Skateboarding). Собрав свой первый скейт, она с 9 лет каталась на улицах Сан-Диего и постоянно придумывала новые трюки.
По мере развития скейтбординг начали делить на два типа – вертикальный и уличный. Первый тип отличался бо́льшей экстремальностью и сложностью, второй тип был проще и не предполагал катания на специализированных площадках. В середине 1970-х гг. в парках начались соревнования по вертикальному скейтбордингу [Vert Skating 101 (A History Lesson). 1999]. С того момента соревнования стали распространяться по всему миру, вследствие чего скейтбординг стал оформляться в уникальное спортивное направление, а в 2016 г. Международный олимпийский комитет включил скейтбординг в программу соревнований летней Олимпиады в Токио 2020 г. (IOC approves five new sports for Olympic Games Tokyo. 2016).
Скейтеров появлялось больше, вместе с тем рос уровень их мастерства, а представители этого направления стали привлекать всё больше внимания общественности и зарабатывать деньги на своём деле. Популярными командами скейтеров в 1970–1980-х гг. были Birdhouse, Z-boys, Bones Brigade и др. Bones Brigade были одними из первых, кто сумел добиться коммерческого успеха: в 1980-х гг. команда стала лицом бренда Powell Peralta – производителя досок, колёс и подшипников для скейтбординга. Другим примером удачной коммерциализации служит скейтер Т. Хоук, которого в 1980-х гг. изображали на одежде известных брендов (Константину. 2021).
Во 2-й половине 1970-х гг. многие скейт-парки пришлось закрыть в связи с тем, что в результате «вертикального катания» участились случаи травм среди катающихся. С того момента скейтеры стали выступать против истеблишмента и, как итог, начали делать свои собственные пандусы и площадки для катания. Это привело к снижению популярности экстремального скейтбординга к началу 1980-х гг., но скейтеры продолжали развиваться как субкультура, формируя собственное мировоззрение и отношение к массовой культуре и государству (The Evolution Of Skateboarding – A History From Sidewalk Surfing To Superstardom. 2013). Оно выражалось в приверженности ценностям свободы, риску и жажде нового.
Команда Bones Brigade Дж. Пауэлла начали записывать видео о скейтбординге, которые распространялись среди молодёжи по всему миру. Изначально в неё входили Т. Хоук, С. Кабальеро, Л. Маунтин, М. Макгилл и Т. Герреро. Группа записывала на видео собственное шоу «The Bones Brigade» и выпускала его на DVD в начале 1980-х гг.
До того как бренды (в том числе Airwalk, Quiksilver, Billabond, Supreme) начали популяризировать стиль скейтеров, эта субкультура воспринималась общественностью как девиантная группа (The Evolution Of Skateboarding – A History From Sidewalk Surfing To Superstardom. 2013). Интеграция стиля скейтеров в массовую культуру произошла в 2000-х г. Одежда, обувь и лонгборды стали новой модой, вне зависимости от того, умел человек кататься на скейтборде или нет. К скейтерам относят и тех, кто катается на лонгбордах; разница состоит лишь в сложности и технике трюков – на лонгбордах их значительно меньше. Лонгборды отличаются более высокой скоростью и уместны для уличного катания, а более компактные скейты с приподнятыми краями предназначены для прыжков и экстремального направления.
Начиная с 2000-х гг. скейтбординг вместе с его уникальным стилем стал модным течением в культуре. Уличный и вертикальный (экстремальный) скейтбординг стали развиваться отдельно друг от друга по мере оформления второго как спортивного направления. Коммерциализация скейтбординга, с одной стороны, способствовала его популяризации, а с другой – отдалила от формата обособленной субкультуры скейтеров (Астраханцев. 2018).
Распространение скейтбординга в массовой культуре
В массовой культуре скейтбординг распространился не только благодаря брендам одежды и обуви, которые задали моду среди молодёжи. Практически с момента возникновения скейтбординга про скейтеров и их образ жизни начали снимать кино: так появились художественные фильмы «Скейт-кухня» («Skate Kitchen», 2018, режиссёр К. Моссиль), «Скейтбордисты» («Grind», 2003, режиссёр К. Ла Скала), «Короли Догтауна» («Lords of Dogtown», 2005, режиссёр К. Хардвик), «Параноид-парк» («Paranoid Park», 2007, режиссёр Г. Ван Сент). Важное место скейтеры занимают в режиссёрской работе актёра Дж. Хилла «Середина 90-х» («Mid90s», 2018). В числе документальных фильмов – первая короткометражная картина о скейтбординге «Скейтер» («Skaterdater», 1966, режиссёр Н. Блэк; номинация на премию «Оскар», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля), «Тут вам не Калифорния» («This Ain't California», 2012, режиссёр М. Персиль), «Соберись перед прыжком» («Minding the Gap», 2018, режиссёр Бин Лю; номинация на «Оскар»), «Бордеры» («Boarders», 2021, режиссёры Ш. Фи и А. Ранин).
Субкультура скейтеров нашла отражение и в видеоиграх: в конце 1990-х – начале 2000-х гг. на консоли Sony Playstation вышли игры «Street Sk8er» (1998), «Tony Hawk’s Pro Skater» (1999–2020), «Thrasher: Skate and Destroy» (1999).
Среди знаменитостей также есть любители скейтбординга, в том числе актриса Дж. Фостер, актёры Джеки Чан и Чак Норрис. Освещение скейтерской культуры происходило и через музыку – например, хитом стала песня и видеоклип канадской певицы Аврил Лавин «Sk8er Boi» (2002), повествующие о жизни компании скейтеров.
Скейтеры связаны с субкультурами эмо и панков, поскольку также разделяли интерес к панк-року.
Стиль скейтеров
Скейтеры придают большое значение одежде и уникальному стилю. Так, профессиональный скейтбордист М. Валлели отмечал, что скейтбординг – это скорее мода, чем просто занятие (Porter. 2008). В скейтбординге важны не только сложные трюки, но и внешний вид их исполнителя.
Скейтеры развивались как молодёжная субкультура, представители которой предпочитали панк-музыку, разделяли ценности свободы и придерживались мешковатого стиля в одежде. Типичного скейтера можно было встретить в объёмных шортах, длинных носках, кедах, футболке и/или рубашке оверсайз.
Основными факторами, определяющими стиль одежды скейтбордистов, являются манера катания, которую они предпочитают, а также влияние профессиональных скейтбордистов из журналов (например, из культового издания Thrasher, основанного в 1981 г. и выпускавшего небольшую линию брендированной одежды для скейтеров), видеороликов в Интернете или их друзей.
Обувь для скейтбординга – важная составляющая образа скейтера. Подошва на такой обуви обычно плоская внизу и сделана так, чтобы быть лёгкой и давать хорошее сцепление со скейтбордом. Обычно скейтеры надевают кеды, в частности, брендов Vans и Converse, которые создавали обувь, предназначенную для скейтбординга. Обувь для скейтбординга не отличается прочностью – большинство скейтбордистов предпочитают обувь более лёгкого веса, которая позволяет им лучше чувствовать доску под ногами, чем более громоздкие и прочные туфли или ботинки (Porter. 2008).
Несмотря на то что катание на скейтборде может привести к полному разрушению пары обуви менее чем за месяц, скейтбордисты обычно не ищут более долговечные модели. Скейтбордистов часто можно увидеть в потрёпанной спортивной обуви или с порванными шнурками. Это связано с тем, что разношенные кеды более удобны для выполнения трюков.
Скейтбординг в России
Первые аналоги скейтбордов появились в СССР в 1980-х гг. и назывались «роликовые доски». В течение этого десятилетия молодёжь стала объединяться в сообщества и клубы. При этом скейтбординг, так же как и на Западе, развивался в городе, а ключевыми центрами стали Москва, Ленинград и Саратов, где начали проводить первые соревнования (Петросьянц. 2021). Однако в СССР не было американского скейтбординга с характерными трюками и экстремальным стилем катания. Когда в период перестройки, в 1989 г., страну посетили американские скейтеры для съёмки репортажа в журнале Thrasher о данном виде спорта в России, представители отечественной субкультуры овладели западными трюками, узнали о деталях скейтерской экипировки и т. п. (Петросьянц. 2021).
Кататься молодые люди начинали самостоятельно, так как не было кружков и специальных секций. Катались, как правило, там, где позволял ровный асфальт, – в парках, возле памятников на больших площадях (Петросьянц. 2021). Специально оборудованных площадок в СССР не было.
Всплеск культуры скейтеров в России начался в 2000-х гг. с появлением телеканала «MTV Россия», где периодически показывали видеоклипы про скейтеров [«Sk8er Boi» Аврил Лавин, «Same Old Story» (1995) Pennywise и др.]. В 2000 г. российский рэпер Децл выпустил клип на песню «Вечеринка», где молодые люди в соответствующем скейтерам стиле катались на досках прямо дома. Видеоклип вызвал общественный резонанс и даже получил премию MTV Video Music Awards в номинации «Выбор зрителей "MTV Россия"» (2000) (Яроцкий, 2000). Таким образом, скейтбординг был популяризирован в России.
Первая оборудованная площадка в стране появилась в виде крытого скейт-парка «Адреналин» в Москве в 2002 г. С 2016 г., вместе с включением данного направления в список олимпийских видов спорта, в России начала действовать Федерация скейтбординга, президентом которой стал председатель российского физкультурно-спортивного общества «Локомотив» И. А. Вдовин (Петросьянц. 2021).