Коллективные представления
Коллекти́вные представле́ния, содержание «коллективного сознания»; распространённые в обществе идеи, чувства, убеждения, традиции, верования, мнения, моральные и юридические нормы, язык; одно из основных понятий социологической теории Э. Дюркгейма. Коллективные представления обеспечивают единство и преемственность коллективной жизни, выступая в качестве основания общественного консенсуса и нормативного порядка. Коллективные представления «навязываются» человеку через систему социального контроля, через интериоризацию (усвоение норм, моделей поведения и т. п. в процессе социализации) и др. Проблема социальной обусловленности форм, структур и содержания человеческого мышления, поставленная Дюркгеймом, была переосмыслена в ряде направлений социологии и психологии 20 в.: в социологии знания (К. Манхейм и др.), структурном функционализме (Т. Парсонс и др.), символическом интеракционизме (Ч. Х. Кули и Дж. Г. Мид), феноменологической социологии (А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), теории социальных представлений (французский психолог С. Московичи).