Готы (субкультура)
Го́ты (англ. goths), массовая субкультура, зародившаяся в 1970-х гг. в Великобритании на фоне роста популярности субкультуры панков. «Гот» в переводе (англ. goth, gothic) означает «дикарь» или «варварский». Первых готов называли «тёмными панками» (англ. dark punks). Первоначально это было музыкальное явление, характерное исключительно для Великобритании, но затем оно распространилось по всему миру.
Гот-сцена в Великобритании была сосредоточена в ночных клубах Лондона (например, The Batcave, открытый в 1982 и считающийся местом формирования готов как субкультуры) и Манчестера (The Banshee, Underworld). Развитые северные города в Англии были своеобразным центром ограничения гражданских прав при консервативном правительстве М. Тэтчер. Недовольство политикой Тэтчер отразилось и в субкультуре готов (Nally. The Origins of Goth // Museum of Youth Culture).
Название субкультуры берёт своё начало в музыкальной журналистике: в 1967 г. музыкальный критик Дж. Стикни охарактеризовал стиль рок-группы The Doors как «готический» (Ширяев. 2018). Позднее, в 1970-х гг., постпанк-группы Magazine, Siouxsie and the Banshees музыкальные журналисты стали относить к готическому року. Фанаты готических рок-групп копировали стиль исполнителей, носили яркий макияж и только чёрный цвет в одежде, активно делали тату и пирсинг. Музыка в стиле готического рока разнообразна, но часто характеризуется тяжёлым барабанным ритмом, рок-гитарами, низким регистром мужского вокала или, наоборот, высоким женским голосом (Nally. The Origins of Goth).
Несмотря на то что в 1980–1990-х гг. популярность готического рока пошла на спад, субкультура готов продолжила развиваться. Тогда же у них сформировались более явные пристрастия в имидже – мрачная одежда с отсылкой к стилю викторианской эпохи, отчётливая символика, включающая в себя кресты, древнеегипетский анх и серебряные украшения (Субкультура готы: вчера, сегодня и завтра // Портал Субкультура. 2016).
Готическая сцена 1980-х гг. распространилась по всему миру так же широко, как жанры дэт-рок (death rock) в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, груфти (нем. grufti – представители субкультуры готов) в Германии, японский музыкальный стиль Visual Kei (Goth // Aestetics wiki).
Так, первый план вместо музыки начали занимать стиль одежды и мировоззренческие позиции. В 1990-х гг. в связи с ростом популярности готической субкультуры в мире среди представителей стали классифицировать киберготов, антикварных готов, вампиров, стимпанк-готов, джипси-готов и др.
Идентичность готической субкультуры строится на трёх элементах: музыке, литературе и фотографии (Абдуллина. 2015). В частности, многие представители субкультуры разделяют любовь к искусству конца 18–19 вв., особенно поэзии и литературе, например к прозе Г. Уоллопа, В. Скотта, стихам Э. А. По и романтическим поэмам лорда Байрона (Nally. The Origins of Goth). При этом творчество является сопутствующим элементом в их образе жизни – представители субкультуры постоянно стремятся к самовыражению (Латышева. 2010).
Социологи полагают, что популярность готической субкультуры обусловлена экзистенциализмом, поиском смыслов, меланхолией и трагичностью, которые привлекали людей, находящихся в поиске духовности. Как правило, вхождение в субкультуру предрекают сильные эмоциональные потрясения, чувство одиночества (Латышева. 2010).
Стиль готов
Типичный готический имидж включает в себя нездоровый бледный цвет лица, окрашенные в тёмный цвет волосы. Мужчины, как и женщины, примыкающие к субкультуре, носят яркий макияж: чёрную подводку для глаз в сочетании с тёмной помадой. Стилистика заимствована из панк-субкультуры, а также викторианской или эдвардианской эпохи.
Одни из наиболее характерных элементов готической моды – чёрная одежда (часто купленная в секонд-хендах), ювелирные изделия ручной работы, колготки, чулки, гетры в чёрных тонах, куртки с нашивками. Самым дорогим из распространённых аксессуаров является обувь – как правило, это берцы (Goth // Aestetics wiki).
Предпочтения в музыке и стиле способствовали разделению субкультуры готов на несколько направлений: тёмное кабаре, casual-готы, darkwavers, готическая Лолита, ну-гот, deathrockers, романтический гот, trad goth, woodland goth. Основой для разделения субкультуры готов на эти направления послужила, прежде всего, музыкальная составляющая – жанр и исполнители, от которых далее представители готической субкультуры стали перенимать стиль в одежде.
Представители готической субкультуры также любят серебряные украшения, символизирующие Луну и ночь. Золото же, символизирующее Солнце и день, для них, напротив, является запретным элементом в имидже (Субкультура готы: вчера, сегодня и завтра // Портал Субкультура. 2016). Готы отдают предпочтение ошейникам с шипами, серьгам, кулонам в виде египетских крестов, черепов, летучих мышей, пентаграмм (Абдуллина. 2015).
Основные направления субкультуры готов
Внутри субкультуры готы делятся на множество направлений. Киберготы (их также называют «киберпанками») – это смешение стилей киберпанка, готики и рейва. В то время как киберготы не вполне связаны с общей готической субкультурой, некоторые представители этого направления слушают готический рок, но в основном предпочитают другие жанры, такие как dark-electro и witch house. Термин «кибергот» был придуман в 1988 г. компанией Games Workshop для их игровой серии «Dark Future», но сам стиль вошёл в моду только 10 лет спустя, когда эта серия была широко распространена. Представители киберготов носят одежду в более футуристичном стиле, чем классические готы, – флуоресцентные цвета в сочетании с чёрным, глянцевые ткани, яркий макияж, ботинки на платформе, волосы, окрашенные в яркие цвета. Представители этого направления субкультуры готов являются поклонниками литературного жанра киберпанк.
Антикварные готы – представители готической субкультуры, которых также классифицируют как «классических готов». Стиль не предполагает строго придерживаться чёрного цвета. Одежда таких готов обычно имеет выраженный антикварный характер: классические готы носят плащи, блузки с воланами, кружевные платья или юбки.
Романтический гот (англ. romantic gothic) – это сочетание готического образа с элементами романтизма, который охватывает 1-ю половину 19 века. Романтический готический стиль рассматривается как более лёгкая и светлая форма готики с акцентом на романтику и самовыражение через искусство, в отличие от вампирских и викторианских модификаций стиля. Романтический готический стиль включает в себя кружевные платья, корсеты, кружевные чокеры и любые украшения с чёрными камнями (Romantic Goth // Aestetics wiki).
Вампиры (англ. vampire goth) – направление готической субкультуры, которая, как и романтические готы, предполагает в своих образах кружевные изделия из атласа, струящиеся платья и одежду в аристократическом стиле, причём как для женщин, так и для мужчин. Вампиры схожи с типичными готами по стилистике, однако многие из них практикуют оккультные ритуалы. В некоторых источниках считается отдельной субкультурой (Belanger. 2007).
Стимпанк-готы – это представители субкультуры готов, которые предпочитают смешение викторианского и современного стилей. Стимпанк также построен на жанре фэнтези. В рамках субкультуры не существует одноимённого музыкального движения, поэтому она не получила широкого распространения.
Джипси-готы (англ. gipsy-goths) – направление готической субкультуры, стиль которой предполагает сочетание классического готического стиля с цыганским. В символике таких готов можно встретить красные розы и черепа. Характерное сочетание цветов для джипси-готов – чёрный с красным или бордовым.
Тёмное кабаре – представители субкультуры готов, которых также называют бурлеск-готами. Это направление, которое объединяет в себе гот-культуру с модой 1-й четверти 20 в.
Casual-готы (англ. casual-goths) – часть субкультуры готов, представители которой одеваются в более повседневном ключе, в отличие от других. Они предпочитают базовую тёмную одежду, не имеют строгих рамок в стилистике: чёрные джинсы, шорты, ботинки и футболки.
Darkwavers – направление в стиле готической субкультуры, представители которой предпочитают дарквейв (поджанр готической музыки, который сочетает в себе гот-рок и синти-поп). Дарквейв-группы – Clan of Xymox, Corpus Delicti, The Frozen Autumn, Lycia и Lebanon Hanover. Для представителей этого направления готов характерен более элегантный стиль: причёски с длинными волосами, струящаяся одежда, кружевные платья с рукавами и изящные аксессуары. Однако darkwawe-стиль допускает и типичную одежду классического гота (Goth // Aestetics wiki).
Готическая Лолита (англ. gothic Lolita) – направление в стиле готической субкультуры, представители которой предпочитают элегантные платья со шнурками, воротники, кружевные повязки на голову и более элегантную обувь. Образ готической Лолиты связан с японской гот-субкультурой 1980-х гг. Стиль готической Лолиты часто включает в себя такие символы, как кресты, летучие мыши, черепа, гробы, люстры, тёмно-красные розы и средневековые замки. Данное направление было популяризовано японским музыкантом, продюсером и модельером Мана. В стиле готической Лолиты преобладают тёмные оттенки: чёрный, тёмно-синий, бордовый, малиновый и тёмно-фиолетовый (Gothic Lolita // Lolita Fashion Wiki). В России это направление готической субкультуры иногда носит название «ГосуРори», что пошло от японского произношения (Ширяев. 2018).
Представители ну-гот (англ. nu-goth) находятся под влиянием традиционной готической музыки, эстетики и философии, но больше склоняются к witch house, и в частности к таким артистам, как Ч. Вулф и Зола Джизус и др. Но они, как правило, идентифицируют себя как представителей готической субкультуры, которые считают готику эстетикой стиля, а не группой, первоначально основанной на музыкальных предпочтениях. Основной характеристикой моды являются чёрные, серо-белые образы с принтами и аксессуарами. Они также предпочитают использовать религиозную символику, пентаграммы в украшениях, носят чокеры, сапоги на шнуровке и тёмный макияж (иногда с незначительными красными оттенками). Мода ну-гот более современная по сравнению с другими направлениями (Nu-Goth // Aestetics Wiki).
Deathrockers – это более американизированная версия гота 1980-х гг., рассматриваемая как смесь гота и панка. Они являются поклонниками дэт-рок-музыки, а также постпанка и панка. Представители одеваются в стиле панк, но преимущественно в тёмных оттенках, характерных для типичной гот-субкультуры. Основные элементы deathrockers – это бритая причёска Deathhawk, рваная одежда, тяжёлый тёмный макияж и объёмные сапоги (Deathrock // Aestetics Wiki).
Trad goths – оригинальные британские готы 1980-х гг. Они стали одними из первых, кто появился на готической сцене. Представители этого направления – поклонники постпанка и готического рока групп Bauhaus, Siouxsie and the Banshees, The Cure, Southern Death Cult и The Sisters of Mercy. Они одеваются в традиционной готической моде, с элементами панка и модой 1980-х гг., но в чёрных тонах. Основные элементы включают в себя растрёпанные волосы, многослойность в одежде, сетчатые элементы одежды, берцы или сапоги Winklepicker и тёмный макияж (Goth // Aestetics wiki).
Woodland goth (также известный как ethereal goth или «лесной гот») – направление в основном происходит от волны готов 1980-х гг. и лейбла 4AD. Woodland goth сочетает в себе элементы готической культуры с элементами природы и леса. Также включает в себя тёмные, романтические элементы готической культуры вместе со светлыми предметами, например цветами или лесными животными. Существует как аспект готической музыки в стиле глэм-рок и фэнтезийной литературы 1980-х гг. Типичные элементы одежды для лесных готов – тёмные юбки в стиле готической Лолиты, шарфы, шали, длинные платья, пальто с капюшоном. В аксессуарах преобладают тёмно-красные, тёмно-фиолетовые, тёмно-синие и зелёные оттенки, напоминающие оттенок мха (Woodland Goth // Aestetics wiki).
Развитие готической культуры в России
Первоначально представителей готов можно было встретить в СССР в 1980-х гг. на рок-концертах. К готическому року относили музыкальные группы «Агата Кристи», «Пикник» и др. Помимо типичного для готики музыкального стиля, аудитория этих групп также следовала моде на чёрный цвет, поддерживая мрачный имидж (Карпов. 2017). Однако полноценно субкультура готов оформилась в России в середине 1990-х гг., а набрала популярность в 2000-х гг. благодаря прессе, телевидению и молодёжным комедийным телесериалам, сформировавшим образ типичного представителя готической субкультуры в массовом сознании (Латышева. 2010). Характерный пример – ситком «Папины дочки» (2007–2013), где одна из главных героинь была представительницей гот-субкультуры.
Жизнь российских готов как полноценной субкультуры началась с создания сайта Gothic.ru, выступающего в качестве информационного проекта (Карпов. 2017). Первым фестивалем готической субкультуры в России уже после распада СССР стал Radio Inferno в Санкт-Петербурге в 2002 г., который объединил многие тематические группы в России того времени.
По мнению некоторых исследователей основную массу российских готов отличало то, что они были представлены скорее маргинальными группами, которые не интересовались возникновением субкультуры и не разделяли эстетики и любви к искусству викторианской эпохи; напротив, российские готы открыто говорили о поклонении нечисти, позитивно относились к вандализму на кладбищах (Латышева. 2010).
Предпочтения готов разнились в зависимости от возрастной группы: более молодые представители субкультуры были менее склонны к живому общению, взаимодействовали друг с другом в виртуальной среде в социальных сетях (в основном в тематических группах сети «ВКонтакте»). Более старшее поколение чаще практиковало живое общение – собирались на концертах, фестивалях или кладбищах (Абдуллина. 2015). По большей части российские готы концентрировались в Москве и Санкт-Петербурге.
Однако с популяризацией субкультуры эмо численность представителей готов в России пошла на спад (Латышева. 2010).
Готы в массовой культуре
Несмотря на то что субкультура готов возникла лишь в 70-х гг. 20 в. на почве музыкальных предпочтений, основа для неё была заложена ещё в Средневековье. Вдохновлённая Средневековьем готическая литература конца 18 и 19 вв. возвещала об увлечении тёмным романтизмом, наукой и оккультизмом. Занимая место «между чудом и ужасом», готическая фантастика уступила место викторианским историям о призраках и фильмах ужасов Hammer Films 1950-х гг. (The Story of Subculture: Goth // Underground. 2021).
Готическая субкультура стала развиваться в разных индустриях, которые стали фокусироваться вокруг необычного тёмного имиджа. Так, в Германии 1990-х гг. возникла компания X-tra-X, специализирующаяся на производстве одежды для готов, а затем возникли и аналогичные бренды Heavy Red, Rose Mortem и др.
Компания Urban Decay в 1990–2000-х гг. поддерживала субкультуру готов, производя косметику для неё. С 2000-х гг. начал выпускаться глянцевый журнал Gothic Beauty.
Кроме того, готическая мода стала распространяться на подиумах модных домов: так, в конце 1990-х и начале 2000-х гг. свои коллекции в готическом стиле представили модельеры А. Маккуин, Ж.-П. Готье, Дж. Гальяно, К. Лакруа и др. Распространение готики в модной индустрии, таким образом, привело к возникновению понятия высокой готики в моде (франц. Haute Goth), означающей особую эстетику и моду, вследствие чего стали различать тру-готов, разделяющих протест против системности, и тех, кто лишь следовал за модой готики (Ширяев. 2018).
Работой в готической стилистике выделились графические художники и иллюстраторы, например Э. Гори, Ч. Аддамс, Дж. Бром и Д. Маккин. Одним из первых, кто начал рисовать в готическом стиле, стал художник-график Х. Гигер, работавший над кинокартиной «Чужой» («Alien», 1979, режиссёр Р. Скотт).
Рождение готической субкультуры в кинематографе произошло с выходом кинофильма о вампирах «Голод» («The Hunger», 1983, режиссёр Т. Скотт), повествующего о влюблённой паре вампиров, где главные роли сыграли К. Денёв и Дэвид Боуи (Карпов. 2017). Образы героев выдержаны в тёмных тонах с характерными и для готической субкультуры ярким макияжем и бледной кожей. Фильм был номинирован на премию «Сатурн» за лучшие костюмы и макияж.
Режиссёр Т. Бёртон также создал атмосферу готики в некоторых своих кинофильмах, таких как «Битлджус» («Beetlejuice», 1988), «Бэтмен» («Batman», 1989), «Эдвард руки-ножницы» («Edward Scissorhands», 1990), «Кошмар перед Рождеством» («The Nightmare Before Christmas», 1993) и «Труп невесты» («Tim Burton's Corpse Bride», 2005, второй режиссёр М. Джонсон).
Кроме того, с 1990–2000-х гг. проводятся тематические фестивали: например, фестиваль «Дети Ночи: Чорна Рада» в Киеве, Wave Gotik Treffen в Лейпциге, M’era Luna в Хильдесхайме, Amphi в Кёльне и Dark Victorian Picnics во многих городах России (Субкультура готы: вчера, сегодня и завтра // Портал Субкультура. 2016).
Готов часто не принимала общественность – представители субкультуры повсеместно сталкивались с дискриминацией. В 2007 г. в Бейкупе (Англия) была убита гот С. Ланкастер, в честь которой был организован фестиваль готической музыки. Аналогичные случаи произошли и в России – в 2008–2010 гг. в Ижевске, Краснодаре и Омске были также убиты представители субкультуры готов (Ширяев. 2018).