Эмо (субкультура)
Э́мо (от англ. emotional – эмоциональный), молодёжная субкультура, сформировавшаяся в среде поклонников музыкальных стилей панк, панк-рок, хардкор в 1980-х гг. в США. Термин был впервые употреблён в 1986 г. в американском журнале о скейтбординге Trasher для характеристики стиля таких новых музыкальных групп, как Minor Threat, Rites Of Spring, Beefeater и Embrace. Обобщённо это направление получило определение «эмоциональный хардкор», или «эмокор» (emoсore). Такая музыка характеризуется экспрессией, мелодичностью, рок-звучанием, лиричными текстами про несчастную любовь, депрессию и страдания (Trasher Magazine. January 1986. P. 75).
Со временем термин «эмо» стали применять не только к музыкантам, но и к поклонникам данного направления. В результате сформировалась субкультура с уникальным имиджем и мировоззрением. В зависимости от пола и возраста представителей данной субкультуры называют «эмо-кид» (emo-kid – ребёнок-эмо), «эмо-гёрл» (emo-girl – девушка-эмо) или «эмо-бой» (emo-boy – парень-эмо). Для эмо характерны романтизация несчастной любви, склонность к депрессии и культивирование ненависти к себе. Стилю эмо свойственны причёски с чёлками, волосы чёрного цвета, одежда в чёрно-розовых тонах, кеды, узкие джинсы, броский макияж. Родственными эмо субкультурами являются готы и панки. Субкультура эмо распространилась по всему миру, её расцвет пришёлся на 2000-е гг.
История
В 1980-е гг. в индустрии музыки происходил разрыв с хардкорной сценой, а у поклонников нового направления, которые разделяли мировоззренческие позиции возникших групп, начала развиваться уникальная идентичность. Влияние на развитие жанра оказал основатель группы Rites of Spring – Г. Пиччотто. Он ставил перед собой задачу расширить границы хардкора новым и более мелодичным звучанием гитар, разнообразными и нехарактерными для данного стиля ритмами, откровенными текстами, наполненными ностальгией, романтическими переживаниями и поэтическим отчаянием (Greenwald. 2003). В музыке нового направления стало появляться больше крика (скрима) в вокале, депрессивные тексты.
В 1983–1986 гг. активно начали появляться группы, подобные Rites of Spring, игравшие музыку в стиле эмо – эмокор. Среди них – Gray Matter, Ignition, Fire Party, Soulside, Rain, Marginal Man и др. Для текстов их композиций были характерны темы бунта, презрения к авторитетам и неприятия массовой индустрии и популярной культуры в целом. Под эмокором понималось новое направление в хардкоре, в текстах песен которого появилась романтическая лирика, обращение к душе человека. Общим вектором нового музыкального направления И. Маккей назвал возвращение от сообщества обратно к личности (Greenwald. 2003. P. 21). В основном песни эмо посвящены любовным отношениям, расставанию с партнёром, душевной боли. Стиль эмо очень схож с хардкором по манере исполнения с тем отличием, что в эмокоре важнее эмоции, тексты о несчастной любви и романтизация драматических жизненных ситуаций. Это привлекало молодёжь, которая ходила на концерты эмокор-групп, делая яркий макияж и одеваясь в мрачную одежду.
Второй виток развития субкультуры эмо начался в 1990-е гг. под влиянием таких групп, как Sunny Day Real Estate, Piebald, Cap’n Jazz и The Promise Ring. Росту популярности эмокора среди молодёжи способствовал выход дебютного альбома группы Sunny Day Real Estate – «Diary» (1994), который журнал Rolling Stone поместил на 1-е место в списке «40 величайших эмо-альбомов всех времён» в 2019 г. (40 greatest emo albums of all time).
В конце 1990-х гг. эмокор как музыкальный жанр укоренился в Северной Америке: от прибрежных мегаполисов направление достигло глубинных штатов страны. Субкультура эмо стала распространяться независимо от музыки, формируя уникальный стиль и набор ценностей, что привело к появлению 3-й волны эволюции эмо-культуры. Во время 2-й и 3-й волн развития эмокор разделился на три направления: эмокор (экспрессивная лирика, мелодичность рок-музыки), эмо-хардкор (более эмоциональный стиль, характеризующийся обилием гитар) и эмо-вайоленс (обилие скрима, быстрый темп).
В 2000-х гг. субкультура эмо продолжала завоёвывать широкую популярность среди молодёжи под влиянием таких музыкальных команд, как Fall Out Boy, My Chemical Romance, Paramore и др. При этом эмокор стал смешиваться с поп-музыкой, став более мелодичным. Пик его развития пришёлся на 2-ю половину 2000-х гг., когда песни Fall Out Boy, My Chemical Romance, Paramore и Panic! at the Disco стали известны по всему миру. Успех этих групп привёл к появлению последователей субкультуры в Европе, включая Россию, на Ближнем Востоке, в Азии. При этом, в отличие от слушателей, не все участники музыкальных команд придерживались стиля эмо. В России эмокор представляли такие группы, как «3000 миль до рая», «Оригами», Neversmile, Scotch и др.
С 2010-х гг. эмо как субкультура развивалась в двух направлениях. Первое было связано с возрождением интереса к эмокору со стороны начинающих групп, таких как The Hotelier, Foxing, Modern Baseball, La Dispute и др., каждая из которых внесла свой вклад в эмоциональный инди-рок. Второе направление характеризовалось смешением эмо с хип-хопом и закатом 2-й волны (Lil Peep, Princess Nokia и др.) (Whittington. 2018). Представители первого направления придерживаются стиля и мировоззренческих установок предшествующих волн, представители второго устремлены в будущее и ищут новые подходы. Последние мало похожи на предшественников в отношении музыки и имиджа – общими остались только мировоззрение и ценности.
Имидж, символика, мировоззрение
Отличительная особенность стиля представителей эмо – сочетание розового и чёрного цветов. Чёрный символизирует отчаяние, страдания, отверженность; розовый – ранимость, эмоциональность, остроту и яркость чувств, которая отличает эмо от готов.
Представители эмо носят узкие чёрные джинсы, облегающие футболки, шарфы, ремни с шипами, чёрные браслеты или яркие напульсники, как у панков, чёрные кроссовки или кеды, чёрно-розовые рубашки, иногда – очки в толстой роговой оправе, на ногтях – чёрный лак. В макияже присутствуют густая подводка для глаз как у женщин, так и у мужчин, часто – пирсинг; вещественными атрибутами эмо служат плюшевые игрушки в руках, обилие значков на сумках или рюкзаках. В причёске эмо делали акцент на длинных косых чёлках, иногда закрывающих половину лица. Волосы выпрямлены и окрашены в чёрный цвет или сочетание ярко-красного, розового и чёрного оттенков (Hoffman. 2009). Символика эмо – это комбинации чёрно-розовых объектов: в основном сердец, расколотых на части, черепов, шаховниц, пистолетов и т. п.
Исследователи поведения и психологии представителей субкультуры отмечают, что эмо эмоциональны, чувствительны, застенчивы, часто охвачены тревогой и склонны к депрессии (Martin. 2006). В обществе их отличают скромность, задумчивость, необщительность, замкнутость. Для эмо важно проживать эмоции, причём как положительные, так и отрицательные, что символизирует сочетание характерных контрастных цветов (Молодежные субкультуры. Справка). Эмо стремятся самовыражаться через свой образ, выделяться из массы, демонстрировать свою индивидуальность. Последователи субкультуры разделяют ценности пацифизма и выступают против любых форм агрессии. Среди представителей субкультуры не пропагандируется и не поддерживается употребление наркотиков и алкоголя.
Критика
Движение эмо активно развивалось в России, но подвергалось критике. В 2008 г. Государственная Дума РФ вынесла на рассмотрение вопрос государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и законы, предназначенные для борьбы с «опасными тенденциями среди подростков», с целью противостоять пропаганде депрессии и социальной изоляции (Майклс. 2008). Эмо вместе с готами и панками были приравнены к скинхедам. В результате из-за недовольств в Красноярске была устроена демонстрация представителей субкультур, в том числе эмо.
Активная борьба с субкультурой эмо разворачивалась в Мексике. В 2008 г. произошло массовое избиение эмо противниками субкультуры в одном из крупных городов страны – Керетаро. Полиция разогнала собравшихся, но волнения не закончились – в обществе нарастало напряжение между сторонниками движения и их оппонентами. В Бразилии причиной гонений служил женственный образ представителей субкультуры.
Острая реакция на распространение субкультуры проявилась в Армении в 2010 г. Служба национальной безопасности страны обвинила эмо в том, что они наносят вред развитию и воспитанию молодёжи. Вскоре полиция стала задерживать представителей эмо на улицах.
Радикально пытались бороться с эмо и в Ираке. В 2012 г. представителей субкультуры обвинили в гомосексуальности, которая находится в стране под строгим запретом. Эмо в Ираке клеймили как сатанистов, вампиров и т. д. По подсчётам иракских СМИ, десятки эмо (возможно, более 70) были жестоко убиты на почве ненависти противниками субкультуры (В Ираке не менее 14 подростков … 2012).
В основном социальное неодобрение эмо вызвано противоречащими той или иной культуре ценностями.