Молодёжные субкультуры
Молодёжные субкульту́ры, сообщества молодёжи, обладающие разработанными системами идентифицирующих признаков: самоназванием, системой ценностей, обычаями, нормами, имиджем, стилем поведения, эстетическими предпочтениями. Наиболее значимым фактором, объединяющим молодёжь в субкультуры, является та или иная совместная деятельность (например, занятия спортом, прослушивание музыки, участие в конфликтах). Центром притяжения для молодёжной субкультуры могут стать форма деятельности, политическая позиция, музыкальный стиль, произведение искусства, какой-то выдающийся человек и т. д. Субкультуры часто разрабатывают собственную идеологию, но субкультурный стиль важнее идеологии, поскольку участники группы легче отступают от её идейных положений, чем от стиля.
Помимо субкультур, к молодёжным сообществами относятся группы других типов – дружеские компании, дворовые группировки, учебно-трудовые коллективы. Согласно сложившейся традиции, под молодёжными субкультурами понимают «неформальные объединения», связанные с досуговой деятельностью.
В их современном виде молодёжные субкультуры возникли в середине 20 в. после окончания Второй мировой войны 1939–1945 гг. Их появление было обусловлено развитием обществ «западного» типа, в которых поощрялись проявления индивидуальности, личная активность – в частности, увеличение длительности социализации перед вступлением во взрослую жизнь, – что привело к появлению у молодых людей свободного времени и средств. Субкультуры наиболее распространены в городах, особенно крупных.
Гендерный состав субкультур неоднороден. Практически полностью мужскими являются сообщества с высоким уровнем агрессивности и брутальной маскулинности (например, спортивные болельщики, скинхеды, рэперы и т. д.). Чем ниже уровни этих показателей, тем больше в субкультуре девушек (например, у хиппи, готов и эмо). В целом у девушек отмечается меньший, чем у юношей, интерес к участию в субкультурах, что объясняется их большей склонностью к личностному общению, а не к совместной групповой деятельности. По социальному составу среди участников молодёжных субкультур преобладают молодые люди из среднего класса с достаточно высоким уровнем образования; в сообществах с высоким уровнем агрессивности высока доля «уличной» молодёжи с низким уровнем образования.
Деятельность таких групп предполагает наличие специальных локусов коммуникации – мест встреч, удобных для общения, обычно находящихся в центральной части города, знаковых для субкультуры мероприятий (например, музыкальные концерты, акции или спортивные соревнования).
Система символов субкультуры, как правило, предполагает противопоставление «взрослой», доминирующей культуре. Иногда это проявляется в деструктивном поведении, связанном с бинарными оппозициями: добропорядочность – криминальность, статичность – экстремальность, чистота – грязь, сдержанность – распущенность и т. д. Однако это противопоставление необязательно имеет деструктивный характер. Так, если «взрослая» культура воспринимается как культура чистогана и корыстности, в субкультурные ценности могут входить бескорыстность и взаимопомощь.
Формы субкультур нередко заимствуются, но при переносе на местную почву могут заметно изменяться: так, рэп-культура, перенесённая из чёрных кварталов США, в России испытала влияние традиций уличной, «пацанской» среды. Близкие по стилю группы в разных регионах мира могут возникать независимо друг от друга, под влиянием сходных факторов (например, советские стиляги походили на появившихся позднее английских тэдди-боев и модов). Сегодня развитие субкультур всё теснее связано с развитием виртуального пространства, особенно интернета. Появилась тенденция к их размыванию, обусловленному широким выбором стилевых возможностей – особенно в мегаполисах, – а также интенсификацией информационных потоков.
Стратегии взаимоотношения молодых людей с молодёжными субкультурами сугубо индивидуальны – от включённости в большое количество субкультур до их полного игнорирования. Вступление в группы начинается примерно с 15–16 лет, когда сфера интересов молодого человека выходит за пределы семьи и школы. Потеря интереса к ним связана с взрослением, обретением новых социальных связей – поступлением на работу, созданием семьи, рождением детей. Небольшой процент участников остаётся в субкультуре во взрослом возрасте, выступая как хранители субкультурных традиций. В целом участие в таких группах, как и вообще в молодёжных сообществах, способствует социализации молодых людей: так, в досуговых сообществах вырабатываются навыки общения, самопрезентации, межличностного взаимодействия, эмоционального реагирования.