#Социологические термины и понятияСоциологические термины и понятияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоциологические термины и понятияСоциологические термины и понятияНайденo 172 статьиТерминыТермины Репутационное предпринимательствоРепутацио́нное предпринима́тельство, создание, изменение и контроль репутации человека или группы. Понятие введено в оборот американским социологом Г. А. Файном как один из основных элементов его теории репутации. Ключевая идея автора состоит в том, что репутация – не объективный «отпечаток» человека или группы в общественном мнении, а социальный институт, так что конкретная репутация оформляется как результат целенаправленных усилий неких акторов и групп. В теории Файна последние называются «репутационными предпринимателями» (reputational entrepreneurs). Три основные составляющие репутационного проекта – это мотивация (предприниматель заинтересован в том, что делает), нарративный потенциал (репутация должна быть убедительной в качестве нарратива), а также институциональная позиция (предприниматель должен обладать ресурсами для закрепления репутации).Термины Гражданское неповиновениеГражда́нское неповинове́ние, формы и стратегии политического поведения, связанные с публичным, ненасильственным и осознанным нарушением закона с целью общественного давления на правительство ради частных политических реформ в законодательстве либо для радикальной смены политического курса в целом. Существуют как пассивные, так и активные формы гражданского неповиновения, направленные на выражение несогласия с несправедливостью существующих законов в отношении определённых социальных групп или общества в целом. Основная задача гражданского неповиновения – призыв государственной власти к диалогу с группами несогласных для внесения изменений в законодательство и политический курс государства.Термины АмериканизацияАмериканизáция, совокупность культурных и социальных процессов, которые означают: 1) в узком смысле – процессы ассимиляции мигрантов и их потомков в американском обществе; 2) в широком – распространение во всём мире американских форм и стандартов культуры, стиля жизни и питания; 3) в языковом плане – формирование особой нормы английского языка, отличной от британского варианта; 4) в сфере религии – процессы американизации христианства в США; 5) в сфере науки – рост американского влияния и доминирования в научных исследованиях в области естественных и гуманитарных наук, связанный как с превращением американских университетов в ведущие, так и с распространением предложенных ими стандартов научных исследований в качестве универсальных.Научные методы исследования Контент-анализКонте́нт-ана́лиз, совокупность методических приёмов подсчёта частоты появления в тексте определённых, интересующих исследователя характеристик, которая позволяет делать выводы о намерениях создателя текста и возможных реакциях адресата. Современный этап развития контент-анализа связан с использованием компьютерной обработки текстов.Термины Наука гражданНау́ка гра́ждан, организационная форма научных исследований с привлечением добровольцев-любителей (неспециалистов). Характеризуется, во-первых, открытым участием в исследовании широкого круга добровольцев, во-вторых, открытым доступом как к окончательным результатам проекта, так и к индивидуальному вкладу каждого участника на промежуточных этапах исследования. Наука граждан помогает устранять барьеры между традиционной институциональной наукой и гражданским обществом.Научные методы исследования Глубинное интервьюГлуби́нное интервью́, метод качественных исследований в форме разговора двух собеседников на заданную исследователем тему, где интервьюер предоставляет респонденту (информанту, собеседнику) возможность непринуждённо, своими словами, искренне выразить личный опыт, чувства, эмоции, мотивировки своего поведения по вопросам, интересующим исследователя. Особенностями глубинного интервью являются требования к установлению доверительных отношений с собеседником, необходимость наличия у интервьюера эмпатии (сопереживания) и слабая формализация структуры беседы. Стало широко распространённым методом социологических исследований во 2-й половине 20 в.Термины Индекс ХиршаИ́ндекс Хи́рша, библиометрический показатель, характеризующий одновременно продуктивность учёного (число статей) и его цитируемость (число полученных ссылок). Применяется также к журналам, организациям, странам и др.Термины Эффект фреймированияЭффе́кт фрейми́рования (англ. framing effect), в общем виде понятие, которое фиксирует влияние способа подачи информации на её восприятие аудиторией. Фреймировать, согласно исследователю коммуникации и медиа Р. Энтману, означает выделить определённые аспекты воспринимаемой реальности и акцентировать их в коммуникативном тексте так, чтобы способствовать формулировкам проблемы и её причины, моральной оценки и решения. Исследователи рассматривают фреймы не только с социологической точки зрения как элементы дискурса, задающие его структуру, но и с психологической – как когнитивные структуры, влияющие на восприятие информации.Термины Социология профессийСоциоло́гия профе́ссий, отрасль социологии, исследующая социальные характеристики профессиональной деятельности, определяемые природой, организацией и динамикой власти в профессиональных группах с высоким уровнем профессиональной подготовки и специальных знаний. В центре внимания направления – процессы перераспределения ресурсов, основанных на знаниях как с точки зрения внутренней динамики профессиональных групп (борьба за расширение профессиональной автономии, профессионализация, включающая институционализацию профессиональных организаций, укрепление профессионального статуса, формирование профессиональных норм, ценностей, идентичности), так и их взаимодействие с государством и обществом, включая влияние на социальное неравенство и институты гражданского общества, а также преобразование экспертного влияния в рыночные преимущества.Термины ДжентрификацияДжентрифика́ция, процесс модернизации и трансформации пришедших в упадок районов в популярные городские места. В ходе джентрификации меняется облик пространства – ревитализируются старые здания, появляются новые, благоустраиваются общественные пространства. Термин был введён британским социологом Рут Гласс в 1964 г. для описания того, как после Второй мировой войны рабочие районы меняли свой образ и постепенно заселялись средним классом. Джентрификация, как правило, происходит в мегаполисах и касается районов с промышленным прошлым, населённых людьми с невысокими доходами. При джентрификации жильё и арендные площади для бизнеса дорожают. Этот сдвиг приводит к смене расового, этнического и социального состава района. Джентрификация повышает экономическую ценность городской территории, но существенно меняет её облик и повседневные практики. Вытеснение социально незащищённых горожан из одних районов в другие повышает неравенство в городе. 12345