#Социологические термины и понятияСоциологические термины и понятияИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегСоциологические термины и понятияСоциологические термины и понятияНайденo 167 статейНаучные методы исследованияНаучные методы исследования Глубинное интервьюГлуби́нное интервью́, метод качественных исследований в форме разговора двух собеседников на заданную исследователем тему, где интервьюер предоставляет респонденту (информанту, собеседнику) возможность непринуждённо, своими словами, искренне выразить личный опыт, чувства, эмоции, мотивировки своего поведения по вопросам, интересующим исследователя. Особенностями глубинного интервью являются требования к установлению доверительных отношений с собеседником, необходимость наличия у интервьюера эмпатии (сопереживания) и слабая формализация структуры беседы. Стало широко распространённым методом социологических исследований во 2-й половине 20 в.Термины Индекс ХиршаИ́ндекс Хи́рша, библиометрический показатель, характеризующий одновременно продуктивность учёного (число статей) и его цитируемость (число полученных ссылок). Применяется также к журналам, организациям, странам и др.Термины Эффект фреймированияЭффе́кт фрейми́рования (англ. framing effect), в общем виде понятие, которое фиксирует влияние способа подачи информации на её восприятие аудиторией. Фреймировать, согласно исследователю коммуникации и медиа Р. Энтману, означает выделить определённые аспекты воспринимаемой реальности и акцентировать их в коммуникативном тексте так, чтобы способствовать формулировкам проблемы и её причины, моральной оценки и решения. Исследователи рассматривают фреймы не только с социологической точки зрения как элементы дискурса, задающие его структуру, но и с психологической – как когнитивные структуры, влияющие на восприятие информации.Термины Социология профессийСоциоло́гия профе́ссий, отрасль социологии, исследующая социальные характеристики профессиональной деятельности, определяемые природой, организацией и динамикой власти в профессиональных группах с высоким уровнем профессиональной подготовки и специальных знаний. В центре внимания направления – процессы перераспределения ресурсов, основанных на знаниях как с точки зрения внутренней динамики профессиональных групп (борьба за расширение профессиональной автономии, профессионализация, включающая институционализацию профессиональных организаций, укрепление профессионального статуса, формирование профессиональных норм, ценностей, идентичности), так и их взаимодействие с государством и обществом, включая влияние на социальное неравенство и институты гражданского общества, а также преобразование экспертного влияния в рыночные преимущества.Термины ДжентрификацияДжентрифика́ция, процесс модернизации и трансформации пришедших в упадок районов в популярные городские места. В ходе джентрификации меняется облик пространства – ревитализируются старые здания, появляются новые, благоустраиваются общественные пространства. Термин был введён британским социологом Рут Гласс в 1964 г. для описания того, как после Второй мировой войны рабочие районы меняли свой образ и постепенно заселялись средним классом. Джентрификация, как правило, происходит в мегаполисах и касается районов с промышленным прошлым, населённых людьми с невысокими доходами. При джентрификации жильё и арендные площади для бизнеса дорожают. Этот сдвиг приводит к смене расового, этнического и социального состава района. Джентрификация повышает экономическую ценность городской территории, но существенно меняет её облик и повседневные практики. Вытеснение социально незащищённых горожан из одних районов в другие повышает неравенство в городе.Термины РеспондентРеспонде́нт, участник социологического опроса, отвечающий на вопросы исследователя в устной (интервью) или письменной (анкетирование) форме. Понятие используется во всех видах опросного метода в социологии, суть которого – задание респондентам в устной или письменной форме вопросов и просьба ответить на них (выбрав вариант из предложенного списка, дополнив его своим вариантом или написав/сформулировав свой развёрнутый ответ).Термины Социальный лифтСоциа́льный лифт (англ. Social Elevator), метафора повышения общественного положения индивидом или группой путём использования институтов, приобретения профессий и др.; пример вертикальной мобильности. Возникла в английском языке в последней трети 19 в. В русскоязычной публицистике и повседневной речи получила распространение с 1990-х гг. как калька с английского.Термины Социальный заказСоциа́льный зака́з, распространённая характеристика интеллектуальной деятельности (в сфере литературы, изобразительного искусства или науки), обусловленной запросами государства или общества, а не собственными установками человека, который осуществляет эту деятельность. Выражение введено в оборот в 1923 г. филологом О. М. Бриком, членом «Левого фронта искусств» (ЛЕФ). Использовалось им и другими членами ЛЕФ как позитивная характеристика творчества [по словам Брика, «всё великое создано в ответ на запросы дня» (Брик О. М. Т. н. «Формальный метод» // ЛЕФ. 1923. № 1. С. 214)]. Наряду с этим возникла и негативная трактовка понятия – как проявления несвободы художника при тоталитарных и авторитарных режимах.Заболевания человека АлкоголизмАлкоголи́зм, хроническая болезнь, вызываемая систематическим употреблением алкогольных напитков и проявляющаяся в виде психической и физической зависимости от алкоголя. Для неё характерны: патологическое влечение к алкоголю; потеря контроля над количеством выпиваемого алкоголя; нарастание доз алкоголя, требуемых для достижения опьянения (рост толерантности к алкоголю); похмелье (абстинентный синдром); провалы памяти на отдельные события, происходившие в период опьянения; токсические поражения различных органов и систем. Алкоголизм – одно из заболеваний, чреватых негативными социальными последствиями. Злоупотребление алкоголем влечёт за собой снижение производительности труда, прогулы, травматизм, аварии и пожары, преступность, преждевременную смертность, большие затраты на медицинскую и социальную помощь и т. д.Термины Индустриальная социологияИндустриа́льная социоло́гия, отрасль социологической науки, предметом которой являются социальная структура и социальные отношения в организационно-производственных системах индустриального типа. В рамках направления изучаются социальный статус и социальные роли работников в условиях индустриального общества, их трудовое и экономическое поведение, конфликты на производстве, трудовая мотивация, организационная культура и культура труда, социальные предпосылки и последствия технологического прогресса и рационализации производства. Практические рекомендации индустриальной социологии оформляются в алгоритмах социальной инженерии и социальных технологий. 12345