Ставровская Любовь Николаевна
Ставро́вская Любо́вь Никола́евна (урождённая Мартьянова, по первому мужу Мясникова, по второму мужу Савранская, сценический псевдоним Ставровская) (16.3.1881, стиль неизвестен, деревня Ильково Тверской губернии, ныне Тверская область – 19.12.1960, Москва, похоронена на Введенском кладбище), российская певица (меццо-сопрано), заслуженная артистка РСФСР (1937).
Из дворян. Училась в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (класс А. И. Книппер), позднее совершенствовалась в вокальном искусстве у М. А. Дейша-Сионицкой. В 1910–1913 гг. преподавала пение в Краснохолмской женской прогимназии (с 1912 гимназия). В 1916–1920 гг. выступала в Опере С. И. Зимина (с 1919 Малая государственная опера). В 1920–1946 гг. солистка московского Большого театра.
Среди партий, исполненных в обоих театрах: Наина («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Ольга и Филиппьевна («Евгений Онегин»), Полина, Миловзор, Графиня, Гувернантка («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Княгиня («Русалка» А. С. Даргомыжского), Кончаковна и Половецкая девушка («Князь Игорь» А. П. Бородина), Любаша и Дуняша («Царская невеста»), Любава, Ганна, Весна, Царица, Амелфа, Ткачиха («Садко», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова), Фёдор и Марина Мнишек («Борис Годунов» М. П. Мусоргского; в партии Фёдора выступала с Ф. И. Шаляпиным в 1919), Егоровна («Дубровский» Э. Ф. Направника), Ангел и Няня («Демон» А. Г. Рубинштейна), Марта («Оле из Нордланда» М. И. Ипполитова-Иванова), Кармен (одноимённая опера Ж. Бизе), Керубино («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Маддалена, Флора («Риголетто», «Травиата» Дж. Верди), Сузуки («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини; 1-я исполнительница в Большом театре), Роза, Маллика, Мистрис Бентсон («Лакме» Л. Делиба), Зибель, Гертруда («Фауст», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), 2-я дама («Гугеноты» Дж. Мейербера), Бахиза («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха), Вальтраута и Гримгерда («Валькирия» Р. Вагнера), Гаяне («Алмаст» А. А. Спендиарова), Мачеха Этери («Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили), Дросида и Люба («Тупейный художник» И. П. Шишова), 3-я натурщица («Трильби» А. И. Юрасовского), Маша Волконская («Декабристы» В. А. Золотарёва), Афимья («Прорыв» С. И. Потоцкого), Кухарка Листницких и Лукинична («Тихий Дон» И. И. Дзержинского), Эдит Сальер («Сын Солнца» С. Н. Василенко).
Приняла участие в первых полных записях на тонфильм опер «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1937, Гувернантка) и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1938, Наина); на грампластинки с участием Ставровской записан «Персидский хор» из оперы «Руслан и Людмила» (1938, соло Наины, везде – дирижёр С. А. Самосуд).
Муж – Леонид Филиппович Савранский.