Военная служба в Российской Федерации
Вое́нная слу́жба в Росси́йской Федера́ции, разновидность федеральной государственной службы. Представляет собой особый вид деятельности, установленной государством на основании федерального закона в специально создаваемых им организациях (войсках, воинских формированиях) и органах, решающих задачи в области обороны и военной безопасности специфическими (военными) методами в целях подготовки к вооружённой защите и защите Отечества.
Военная служба – сложное социальное и правовое явление, составляющее основу деятельности и функционирования Вооружённых Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства, которые непосредственно в государственный аппарат не входят, но призваны решать специальные задачи и реализовывать функции в сфере обеспечения обороны и военной безопасности. Правовой основой военной службы являются Конституция РФ, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры РФ.
Военная служба организуется для решения задач государства, осуществления его функций и функций государственных органов и организаций. Особенность военной службы состоит в исполнении военнослужащими специфических функций, связанных с применением или возможностью применения средств вооружённой борьбы, в целях решения государственными органами и организациями задач в области защиты Отечества (обороны и военной безопасности), закреплённых за ними в нормативном порядке. По функциональному назначению военная служба делится на войсковую службу, службу в государственных органах и военизированных формированиях.
Основной целью военной службы является практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса в области военной безопасности на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ и федеральных законах.
В то же время военная служба – специфический вид деятельности, характеризующийся следующими признаками:
осуществляется в специфической организации, учреждаемой государством, – военной организации государства (иногда она именуется войском, вооружённой силой, армией);
государство определяет порядок и условия поступления (привлечения) в военную организацию государства, пребывания в ней и выхода из неё;
военная организация государства предназначена для участия в военных действиях (войне или ином вооружённом противостоянии) военными методами, предполагающими применение средств вооружённой борьбы;
государство определяет внутреннее устройство военной организации, порядок управления ею, назначает её руководителей и устанавливает отличия входящих в неё лиц от остального населения страны.
Военной службе как разновидности федеральной государственной службы присущи следующие признаки:
исполняется в целях сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также выполнения ряда иных функций, отнесённых Конституцией РФ к исключительному ведению РФ;
финансирование государственных органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит только из федерального бюджета;
правовое регулирование военной службы осуществляется только федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами Президента и Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Порядок установления и прохождения военной службы определяется только федеральным законодательством и исключает возможность её введения в государственных органах и организациях субъектов РФ.
Военную службу исполняют военнослужащие, их деятельность носит государственный характер. Прохождение военной службы осуществляется гражданами РФ по призыву (обязательная) и добровольно (по контракту), лицами без гражданства и иностранными гражданами – по контракту. В соответствии с Федеральным законом от 23 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 2), в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.
Военная служба неоднородна и имеет видовую дифференциацию. Под видом военной службы понимается её специализация, которая обусловливается задачами и функциями государственных организаций и органов, производна от них. Специализация реализуется в деятельности по исполнению полномочий отдельных государственных органов и выполнению специальных задач отдельными государственными организациями, наделёнными для этого специальной компетенцией, которая предопределяет особенности правового статуса и фактической деятельности военнослужащих.
Военной службе присущи все основные свойства государственной службы: деятельность в составе государственных организаций и органов; военнослужащие, выполняя специфические задачи в соответствии с законодательно закрепленными за государственными органами функциями, действуют от имени и в интересах государства и общества в целом; взаимоотношения военнослужащих строятся на основе характерных для государственной службы отношений власти и подчинения; правовое положение военнослужащих, порядок исполнения и прохождения военной службы определяются государством.
Войсковую службу военнослужащие проходят в Вооружённых Силах РФ, пограничных войсках Федеральной службы безопасности РФ, в войсках национальной гвардии РФ, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны. Основное функциональное предназначение войск – непосредственная реализация функций государства в целях военной безопасности и обороны государства, связанная с необходимостью подготовки и ведения боевых действий.
По критерию участия в решении задач обороны и безопасности войсковая служба может быть разделена на службу, предназначенную для непосредственного решения задач военной безопасности и обороны государства военными методами, и службу, предназначенную для обеспечения решения задач в сфере обороны и безопасности органами государственной власти, федеральными органами исполнительной власти, войсками и воинскими формированиями. Войсковая организация последних необходима, поскольку решаемые ими задачи обеспечения в целях обороны и безопасности также могут быть осуществлены в результате применения военных методов и средств вооружённой борьбы.
Военную службу военнослужащие проходят также в отдельных государственных органах: Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности (согласно ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2000 № 135-ФЗ, сотрудники органов федеральной службы безопасности подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством РФ), органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета РФ и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ.