Слободская Ода Абрамовна
Слободска́я О́да Абра́мовна [28.11(10.12).1888, Вильна, Российская империя, ныне Вильнюс, Литва – 29.6.1970, Лондон], российская и британская певица (сопрано).
Родилась в многодетной еврейской семье (старшая из 8 детей). Её отец, Абрам Эльяшевич Слободской (1864–1924), занимался поставками военного обмундирования для российской армии, мать – Сара (Сора) Михелевна Слободская (урождённая Тателес, 1866–1921), домохозяйка. В 1917 г. окончила Петроградскую консерваторию (класс пения Н. А. Ирецкой, оперный класс И. В. Ершова). Будучи студенткой консерватории, исполнила партию Аиды (одноимённая опера Дж. Верди, 1-й акт) в ученическом спектакле под управлением С. С. Прокофьева, сольную партию в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена под управлением С. А. Кусевицкого.
В 1917–1921 гг. солистка Мариинского театра (дебютировала в партии Лизы в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского). Среди партий: Маша («Дубровский» Э. Ф. Направника), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), партии в операх Р. Вагнера. Одновременно пела на сцене петроградского Народного дома, в том числе вместе с Ф. И. Шаляпиным в операх «Фауст» Ш. Гуно (Маргарита), «Мефистофель» А. Бойто (Елена), «Дон Карлос» Дж. Верди (Елизавета). Обладала лирико-драматическим сопрано большого диапазона.
В 1922 г. уехала в Париж, где приняла участие в 1-й постановке оперы «Мавра» И. Ф. Стравинского (Параша; 3 июня 1922, антреприза С. П. Дягилева, дирижёр Г. Фительберг). Выступала в Берлине (1922, концерт в Бетховенском зале), США (в течение 5 лет), Буэнос-Айресе (театр «Колон»), Париже (частная Русская опера). Некоторое время выступала в варьете под псевдонимом Одали Карено.
С 1930 г. жила в Лондоне, пела на радио, в сольных и симфонических концертах. Эпизодически выступала на оперной сцене в лондонских театрах «Лицеум» (Наташа в «Русалке» А. С. Даргомыжского, 1931, Мельник – Шаляпин), «Ковент-Гарден» (Венера в «Тангейзере» Р. Вагнера, 1932, среди партнёров – Л. Леман, Л. Мельхиор), «Савой» (Хивря в «Сорочинской ярмарке» М. П. Мусоргского, 1941). Гастролировала в театре «Ла Скала» («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова, 1933).
В концертах исполняла преимущественно романсы и песни русских и советских композиторов. Романсы Н. К. Метнера пела в ансамбле с автором.
Преподавала в Гилдхоллской школе музыки и театра и в Королевском колледже музыки (Лондон). Член общества «Англия – СССР», в 1961 г. приезжала в СССР.
С 1931 г. записывалась на грампластинки (на фирмах «Граммофон», Decca Records, «Сага»). Среди записей: сцена письма Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского, 1946), думка Параси («Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского, 1931), романсы и песни М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Ф. Шопена, М. П. Мусоргского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Ц. А. Кюи, А. Г. Рубинштейна, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова, Н. Н. Черепнина, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича («Испанские песни»), Д. Б. Кабалевского («Семь весёлых песен»), М. И. Блантера («В лесу прифронтовом», «Катюша»), русские народные песни. С участием О. А. Слободской записана опера «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (Женевьева, 1951; выпущена на CD на лейбле Testament). Издано собрание записей (1938–1961): «The Art of Oda Slobodskaya» (2011, Decca/Eloquence, 2 CD).
Снималась в английских фильмах «Кого боги любят» («Whom the Gods Love», 1936, режиссёр Д. Бейзил) и «Оставшийся в тени» («The Magic Box», 1951, режиссёр Дж. Боултинг).