Поэт-лауреат (Великобритания)
Поэ́т-лауреа́т (англ. Poet Laureate), звание придворного поэта в Великобритании. В круг его обязанностей изначально входило откликаться стихами на значимые события в жизни королевской семьи и государства. Введено в 17 в., изначально присваивалось пожизненно, с 1999 г. – сроком на 10 лет.
Первым звания удостоился Дж. Драйден в 1668 г. после успеха поэмы «Annus Mirabilis» (1667) – поэт при дворе короля Карла II; в 1689 г. он был отстранён от должности, т. к., будучи католиком, отказался принести присягу на верность новым монархам-протестантам Вильгельму III Оранскому и Марии II Стюарт.
Поэты-лауреаты рубежа 17–18 вв. – Т. Шедуэлл (с 1689), Н. Тейт (с 1692), Н. Роу (с 1715) и др. – были свободны в выборе художественных средств, однако лишь Драйдену после присуждения звания удалось создать подлинно поэтические произведения [например, сатирические поэмы «Авессалом и Ахитофел» («Absalom and Achitophel», 1681) и «Медаль» («The Medal», 1682)].
Преемник Драйдена Т. Шедуэлл ввёл обычай сочинять оды на Новый год и дни рождения членов королевской семьи (традиция продолжалась до 1820). Это привело к тому, что поэтам-лауреатам пришлось вжиться в роль рядовых сочинителей стихотворений «по случаю», которым во время празднеств уделялось гораздо меньше внимания, нежели параду, банкету или фейерверку.
В 18 в. поэты уже механически повторяли одни и те же мифологические штампы: монарх уподоблялся Солнцу; Новый год, словно двуликий Янус, указывал на прошедшую славу и прозревал грядущую, ещё большую; устами Дельфийского оракула и друидов королевскому дому предсказывалось блестящее будущее и т. д. Лауреатство стало мишенью пародистов и наносило значительный ущерб репутации – отчасти поэтому Т. Грей в 1757 г. и В. Скотт в 1813 г. отказались от присуждения этого звания.
В 1813 г. поэтом-лауреатом стал Р. Саути. Несмотря на то что он активно боролся с заказчиком за своё поэтическое достоинство (в частности, отказывался от новогодних од и музыкального сопровождения), в глазах современников его репутация была подорвана. Дж. Байрон в поэме «Дон Жуан» (1818–1824, «Don Juan») с первых строк саркастического посвящения представителям «озёрной школы» обыгрывает почётное звание оппонента, используя сюжет детской песенки о 24 дроздах, ставших начинкой для пирога, поданного королю («Sing a Song of Sixpence»):
Боб Саути! Ты – поэт, лауреат
И представитель бардов, – превосходно!
Ты ныне, как отменный тори, аттестован:
это модно и доходно.
Ну как живёшь, почтенный ренегат?
В Озёрной школе всё, что вам угодно,
Поют десятки мелких голосов,
Как «в пироге волшебном хор дроздов;
Когда пирог подобный подают
На королевский стол и разрезают,
Дрозды, как полагается, поют».
В середине 19 в. статус поэта-лауреата начал меняться: отныне им отмечались крупные поэты, при отборе кандидатов учитывались художественные критерии. Всё больше стихотворений посвящалось знаковым событиям уже не придворного, а общенационального значения. Так, присуждение королевой Викторией звания У. Вордсворту в 1843 г. означало, что лауреатство стало скорее наградой за выдающиеся достижения в поэзии, нежели обязанностью производить определённую литературную продукцию. Поэт выступил в качестве одописца лишь однажды, создав «Оду на введение Его Королевского Высочества принца Альберта в должность канцлера Кембриджского университета» («Ode оn the Installation of His Royal Highness Prince Albert as Chancellor of the University of Cambridge», 1847).
Новое смысловое наполнение и значимость званию придал А. Теннисон (1850–1892), отзывавшийся на события национального масштаба, в числе произведений – «Атака лёгкой бригады» («The Charge Of Light Brigade», 1854) о Балаклавском сражении 1854 г. в ходе Крымской войны 1853–1856 гг. После его смерти в знак уважения пост оставался вакантным в течение четырёх лет.
Поэты лауреаты 20–21 вв.: Р. Бриджес (1913–1930), Дж. Мейсфилд (1930–1967), С. Дей-Льюис (1968–1972), Дж. Бетджемен (1972–1984), Т. Хьюз (1984–1998), Э. Моушен (1999–2009) и др. В 2009 г. звания впервые удостоилась женщина – шотландская поэтесса К. Э. Даффи.