Ариосто Лудовико
Арио́сто Лудови́ко (Ludovico Ariosto) (8.9.1474, Реджо-нель-Эмилия – 6.7.1533, Феррара), итальянский поэт и драматург.
Из дворянской семьи. В 1489–1494 гг. учился в Феррарском университете. В 1503 г. вошёл в штат кардинала Ипполито д’Эсте с обязанностями придворной и дипломатической службы (cреди наиболее ответственных миссий – пять посольств к папе Юлию II в 1509–1510). С апреля 1518 г. на службе у феррарского герцога Альфонса I. Выполнял дипломатические и административные поручения, руководил организацией придворных театральных постановок. Семь сатир Ариосто (1517–1525), написанных в подражание Горацию, рисуют несколько стилизованный образ поэта, бегущего толпы, довольствующегося малым, превыше всего ценящего дружбу и культурный досуг. С юных лет Ариосто интересовался театром, написал пять комедий: «Комедия о сундуке» («La Cassaria», 1508), «Подменённые» («I Suppositi», 1509), «Чернокнижник» («Il Negromante», 1520), «Лена» («La Lena», 1528), «Студенты» («I Studenti», не закончена) – две первые в прозе (в конце жизни Ариосто переложил их в стихи), остальные в стихах. Комедии Ариосто завершают процесс гуманистической рецепции античной драматургии и открывают эпоху «правильной», или учёной, комедии.
Наиболее известное произведение Ариосто – поэма в октавах «Неистовый Орландо» («Orlando Furioso»; три прижизненных издания – 1516, 1521 и 1532; два первых – в 40 песнях, последнее – в 46). В сюжетном плане «Неистовый Орландо» продолжает поэму М. Боярдо «Влюблённый Орландо» и входит, таким образом, в каролингский цикл рыцарского романа, используя его традиционные темы (борьба христиан с сарацинами) и традиционных персонажей (Карл Великий, Орландо – Роланд, Ринальдо – Рено, Оливьер, Марсилий и др.), к которым добавляются введённые М. Боярдо и самим Ариосто. «Неистовый Орландо» – произведение сложного и многосоставного действия, которое лишь формально группируется вокруг очередного сарацинского нашествия на Францию под предводительством африканского царя Аграманта. К рассказу о битвах под Парижем, отступлении сарацин в Арль, их бегстве из Франции, падении их столицы Бизерты и гибели Аграманта прибавляются многочисленные, вполне самостоятельные сюжетные линии, образующие сложную систему, чьё равновесие поддерживается их последовательно выдержанным параллелизмом и оппозицией (влюблённость Орландо в катайскую принцессу Анджелику, его безумие и сверхъестественное излечение; любовь девы-воительницы Брадаманты и сарацинского рыцаря Руджеро; феерический полёт рыцаря-авантюриста Астольфо на крылатом коне в Земной рай, а затем – вместе с Иоанном Евангелистом – на Луну, где он находит потерянный разум Орландо). Поэма сочетает в себе элементы героического эпоса, рыцарского романа, волшебной сказки, комедии, новеллы. Её интонационный спектр колеблется от патетики до комизма (никогда, однако, не переходящего в чистый бурлеск). Рельефно выраженная роль авторской инстанции (смена интонаций и ритма, чередование эпизодов) сочетается с подчёркнуто отстранённым отношением автора к происходящему.
В Италии, начиная с середины 16 в., творчество Ариосто становится предметом теоретического осмысления, в ходе которого впервые формулируется эстетика романа как жанра. Вся европейская эпика 16 – начала 19 вв., за исключением героической, испытала прямое или косвенное влияние «Неистового Орландо»; среди наиболее известных произведений, созданных в рамках ариостовской традиции, – «Королева фей» Э. Спенсера (1590–1596) и «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина (1820; А. С. Пушкин перевёл также эпизод с потерей рассудка заглавным героем).