Сангвинети Эдоардо
Сангвине́ти Эдоа́рдо (Edoardo Sanguineti) (9.12.1930, Генуя – 18.5.2010, там же, похоронен на кладбище Стальено), итальянский писатель, переводчик, литературный критик и филолог. Один из самых влиятельных итальянских интеллектуалов 2-й половины 20 в.
Родился в семье банковского служащего, в 1934 г. вместе с родителями переехал в Турин. После окончания лицея в 1949 г. поступил на филологический факультет Туринского университета.
В 1951–1954 гг. создал ряд стихотворений, составивших поэтический цикл «Laborintus» (1956), опубликовал критические статьи и рецензии в культурно-философском журнале Aut Aut (основан в 1951), литературном журнале Lettere Italiane (основан в 1949) и др. Статьи этого времени свидетельствуют о значительной широте интересов: в фокус внимания автора попадало творчество зарубежных писателей и философов (Ф. Кафка, Дж. Джойс, М. Пруст, Э. Паунд, Т. С. Элиот, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер), немецкий экспрессионистский театр, психоанализ, антропология и этнология, музыка (А. Шёнберг, А. фон Веберн), изобразительное искусство (в начале 1950-х гг. писатель познакомился с миланским скульптором и живописцем Э. Баем).
В 1956 г. окончил университет, защитив дипломную работу о А. Данте. В том же году выпустил авангардный поэтический сборник «Laborintus» в серии «Предмет и символ» («Oggetto e Simbolo») издательства Magenta, выпуском которой руководил философ и критик Л. Анчески. Сразу начал работу над вторым сборником, получившим название «Erotopaegnia» (1960, под одной обложкой с переизданием «Laborintus», под общим заглавием «Opus metricum 1951–1959»). С того же времени печатался в литературном журнале Л. Анчески Il Verri (основан в 1956) и преподавал в Туринском университете (c 1965 – в университете Салерно, с 1974 – в Генуэзском университете).
В 1961 г. познакомился с композитором-авангардистом Л. Берио, с которым впоследствии принял участие в ряде совместных музыкальных проектов. В том же году вместе с другими молодыми поэтами опубликовал стихотворения в антологии «Новейшие» («I novissimi», 1961), которая стала одним из первых манифестов итальянского неоавангарда.
На рубеже 1950–1960-х гг. написал первые стихи из цикла «Чистилище Ада» («Purgatorio de l’Inferno», 1964, вместе с двумя предыдущими сборниками, под общим названием «Три в одном», «Triperuno»), в котором, по сравнению с «Laborintus» и «Erotopaegnia», усиливается нарративный элемент. Таким образом, поэтическое творчество Сангвинети рубежа 1950–1960-х гг. составляет своего рода триптих по типу «Божественной комедии» – сам автор называл три своих цикла «кантиками», подобно частям дантовской поэмы.
Начиная с первых поэтических опытов Сангвинети стал одним из самых идеологизированных и политизированных авторов итальянского неоавангарда. Присоединившись к «Группе 63», он привнёс в неоавангард марксистскую политическую оптику. Опираясь на принципы марксизма и неомарксизма (труды К. Маркса и А. Грамши, эстетические теории Т. Адорно и В. Беньямина), автор уделял особое внимание политико-идеологическим аспектам литературного творчества: не случайно программный для неоавангарда сборник его теоретических и критических статей носит название «Идеология и язык» («Ideologia e linguaggio», 1965). В эссе, давшем название сборнику, Сангвинети рассматривает язык как главного носителя идеологии; отсюда – тезис о необходимости разрушения традиционного языка, «пропитанного» господствующей идеологией и обеспечивающего её сохранение и воспроизводство. По мнению Сангвинети, «революционный» писатель должен действовать на поле лингвистического эксперимента, поскольку только трансформация привычного языка может привести к изменениям массового сознания и, в конечном счёте, к социальному переустройству.
В своём творчестве автор переосмысляет неореалистический идеал ангажированной литературы, перенося фокус внимания с плана содержания на план выражения и активно используя техники потока сознания и свободных ассоциаций (в психоаналитическом духе), коллажа и пастиша, сталкивая в одном произведении элементы высокого и сниженного стилей, научные термины, архаизмы, жаргонизмы и просторечия, слова и фразы из разных языков, в том числе греческого и латыни, литературные и исторические аллюзии и приметы повседневности. В этом заключается специфический «реализм» поэзии Сангвинети: внешняя бессмысленность и фрагментарность экспериментального поэтического текста отражает и обличает бессмысленность и бесчеловечность капиталистического общества, основанного на эксплуатации и отчуждении. Однако начиная с цикла «Erotopaegnia» к революционному пафосу разрушения добавляются конструктивные интенции, попытки обнаружить и поэтически выразить новые истины и идеалы, наделить реальность новыми смыслами взамен отброшенных. Позитивной альтернативой отчуждению и бесчеловечности современного общества для Сангвинети становится телесность, физиологическая материальность, в психоаналитическом ключе соотносящаяся с бессознательным как источником новых, более подлинных смыслов.
В 1970-х гг. вступил в Итальянскую коммунистическую партию, в 1979 г. избран депутатом парламента.
В поэтических сборниках 1970–1980-х гг. – «Wirrwarr» (1972), «Катамерон» («Catamerone», 1974, включает в себя также стихи из предыдущих сборников), «Postkarten» (1978), «Блокнот» («Stracciafoglio», 1980) и другие – вектор поисков нового позитивного идеала смещается с индивидуальной сферы на общественно-политическую: поэт, активно путешествующий по миру, пытается обнаружить позитивные ценностные модели в обществах, составляющих альтернативу западному капитализму (например, в Китае времён «культурной революции» 1966–1976 гг.).
В поздних поэтических сборниках 1980–2000-х гг. – «Черновик» («Scartabello, 1981), «Апокалиптический алфавит» («Alfabeto apocalittico», 1984), «Ребус» («Rebus», 1984), «Novissimum Testamentum» (1986), «Bisbidis» (1987), «Вещи» («Cose», 1999) и других – прослеживается та же социокритическая ориентация и склонность к формальному эксперименту, которой отмечено всё предыдущее творчество поэта. Последние стихи Сангвинети включены в несколько антологий его поэтического творчества: «Волчий кот» [«Il gatto lupesco. Poesie (1982–2001)», 2002], «Микрокосмос» («Mikrokosmos. Poesie 1951–2004», 2004), «Разное» («Varie ed eventuali. Poesie 1995–2010», 2010).
Также пробовал себя в прозе. К эпохе неоавангарда относятся два экспериментальных романа – «Итальянское каприччо» («Capriccio italiano», 1963) и «Игра в гусёк» («Il giuoco dell'oca», 1967), в которых автор прибегает к сознательному разрушению романной структуры, отказу от традиционной сюжетности, связного повествования и образов персонажей. Каждое из произведений состоит из множества разрозненных фрагментов, объединённых общей темой или единой концепцией, детерминирующей структуру текста. В соответствии с неоавангардным принципом «открытости» (см. статью Открытая форма), отдельные главки «романов» представляют собой как бы фрагменты головоломки, и читателю предлагается принять активное участие в восстановлении целостности текста. В замысел автора входит пробуждение читательского бессознательного: чтение превращается в сеанс психоанализа, открывающий читателю некую истину о его собственной психике и об окружающей реальности. Оба романа наряду с рассказами и фрагментами 1980–2000-х гг. включены в антологию прозы Сангвинети «Гримасы. Романы и рассказы» («Smorfie. Romanzi e racconti», 2007).
Начиная с 1960-х гг. обращался к драматургическим экспериментам – пьесы «К.» (1960), «Естественные истории» («Storie naturali», 1971), «Рэп» («Rap», 1996) и др., адаптировал для театра «Фауста» И. В. Гёте, «Божественную комедию» Данте и «Неистового Роланда» Л. Ариосто.
На протяжении всей жизни Сангвинети не оставлял занятий филологией и литературной критикой: литературоведческие работы по Данте, Г. Гоццано, А. Моравиа, авангарду, несколько сборников критических статей («Между стилем либерти и сумеречничеством», «Tra liberty e crepuscolarismo», 1961; «Миссия критика», «La missione del critico», 1987; «Культура и реальность», «Cultura e realtà», 2010). Составитель и комментатор изданий итальянской поэзии. Переводчик с древнегреческого (Софокл, Еврипид), латинского (Петроний), английского (У. Шекспир, Дж. Джойс и др.), немецкого (Б. Брехт), французского (Мольер, П. Корнель) языков.
Лауреат премий Стрега, Багутта, Кастельфьорентино, Леричи Пеа, Кампьелло.
Награждён Орденом «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1996).