Петроний
Петро́ний [Petronius; Тит (Titus) или Гай (Gaius); прозвище Арбитр (Аrbiter)] (ум. в 66, Кумы), древнеримский писатель.
Всадник в сенаторском достоинстве. Занимал должности проконсула Вифинии, затем консула-суффекта. Вошёл в круг близких друзей Нерона, стал его консультантом по роскоши (отсюда, вероятно, прозвище «арбитр изящества»). Согласно «Анналам» Тацита, Петроний стал объектом зависти со стороны советника Нерона Гая Офония Тигеллина; был обвинён в причастности к заговору Пизона, направленному против императора; покончил с собой.
Известен как автор прозиметра (традиционно именуемого романом) «Сатирикон» (правильнее «Satyrica», также «Satyricon»). Сохранившиеся части «Сатирикона» представляют собой отрывки из 14, 15, 16-й и, вероятно, других книг, содержащие гротескное изображение грязных сторон римской повседневной жизни и карикатурные портреты претенциозных выскочек-неудачников. Описания роскошного до извращённости пира и сцен разнузданной эротики создают образ Петрония как распутника-эстета. «Сатирикон» включает в себя элементы пародии: одна из крупных стихотворных вставок предположительно пародирует поэму «О гражданской войне» Лукана, другая – возможно, стихи Нерона о разрушении Трои. Особый интерес, в том числе лингвистический, представляет отличающийся композиционной завершённостью эпизод устроенного нуворишем Тримальхионом пира с участием вольноотпущенников. Сохранившиеся 3 основные группы отрывков «Сатирикона», дошедшие по отдельности в рукописной традиции, были опубликованы: первая – около 1482 г., вторая – в 1575 г., третья («Пир Тримальхиона») – в 1664 г. В 17–18 вв. появлялись также поддельные вставки в «Сатирикон», самые знаменитые из которых принадлежат французскому писателю Франсуа Нодо (1693).
В 1774 г. М. Н. Муравьёвым на русский язык переведён большой стихотворный фрагмент о гражданской войне Помпея и Цезаря; в 1882 г. издан перевод В. В. Чуйко (с цензурными купюрами и без стихотворных вставок); полный перевод Н. Е. Пояркова появился в 1913 г., но был конфискован цензурой. «Сатирикон» дважды экранизирован; наиболее известна вольная экранизация Ф. Феллини (1969).