Моравиа Альберто
Мора́виа Альбе́рто (Alberto Moravia; настоящая фамилия Пинкерле, Pincherle) (28.11.1907, Рим – 26.9.1990, там же), итальянский писатель, журналист.
С 1916 г. страдал костным туберкулёзом, что помешало ему завершить среднее образование; самостоятельно изучал классическую литературу, иностранные языки. Печатался с 1927 г. (поэзия, рассказы). Первое значительное сочинение – психологический роман «Равнодушные» («Gli indifferenti», 1929, русский перевод 1976), имевший большой успех у читателей, но враждебно встреченный официальной фашистской критикой. Социально-критический роман «Обманутые ожидания» («Le ambizioni sbagliate», 1935), в котором ощущалось влияние романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», запрещён Ватиканом. В 1935–1937 гг. жил в США (читал лекции в Колумбийском университете), затем во Франции и Мексике. Сатирический роман «Маскарад» («La mascherata», 1941), где в иносказательной форме изображён Б. Муссолини, привёл к резкому конфликту писателя с правящим режимом в Италии. В 1941–1962 гг. женат на Э. Моранте; в 1943 г. вместе с ней скрывался от полиции в г. Фонди (Чочария); эта местность воссоздана в близком к эстетике неореализма романе «Чочара» («La Ciociara», 1957, русский перевод 1958; экранизация В. Де Сика, 1960), повествующем о влиянии войны на судьбы простых людей.
Расцвет творчества пришёлся на послевоенные годы: сочетающий социальную критику с библейскими мотивами роман «Римлянка» («La romana», 1947, русский перевод 1978); повесть «Непослушание» («La disubbidienza», 1948); антифашистский роман «Конформист» («Il Conformista», 1951, русский перевод 1994, экранизация Б. Бертолуччи, 1970); роман о судьбе искусства в современной Италии «Презрение» («Il disprezzo», 1954, русский перевод 1978; экранизация Ж.-Л. Годара, 1963). В 1953 г. стал одним из основателей журнала Nuovi argomenti («Новые аргументы»), на страницах которого публиковались сочинения Ж.-П. Сартра, Э. Витторини, И. Кальвино и др. Быт и нравы римлян описаны в сборниках «Римские рассказы» («I racconti romani», 1954) и «Новые римские рассказы» («Nuovi racconti romani», 1959). Весной 1956 г. посетил СССР; впечатления от поездки отразил в эссе «Месяц в СССР» («Un mese in URSS», 1958). Роман «Скука» («La noia», 1960, русский перевод 1992) посвящён теме отчуждения человека в современном обществе. В 1989 г. вновь посетил Россию, где вместе с Д. С. Лихачёвым и С. С. Аверинцевым стал одним из учредителей Международной ассоциации интеллектуалов «Мир культуры». В 1984–1989 гг. депутат Европейского парламента. До последних дней активно работал журналистом, в том числе в газете Corriere della Sera («Вечерний вестник») и журнале Espresso.
Среди сочинений: сборник очерков «Человек как завершение и другие эссе» («L’uomo come fine e altri saggi», 1964); экспериментальный роман «Внимание» («L’attenzione», 1965); отмеченный влиянием фрейдизма гротескный роман «Я и он» («Io e lui», 1971, русский перевод 1994); драматургия, в том числе трагедия «Беатриче Ченчи» («Beatrice Cenci», 1955, русский перевод 1957), пьесы «Бог Курт» («Il dio Kurt», 1968) и «Жизнь есть игра» («La vita è gioco», 1969).