«Группа 63»
«Гру́ппа 63» (Gruppo 63), неоавангардное литературное объединение в Италии. Основана в 1963 г., когда в Палермо состоялся первый съезд объединения. Впоследствии съезды проводились в 1964, 1965, 1967 гг. Прекратила своё существование после протестов 1968 г., хотя неоавангардные тенденции в итальянской литературе сохранялись до середины 1970-х гг. В числе активных участников группы – писатели и критики А. Арбазино, Н. Балестрини, Р. Барилли, А. Джулиани, А. Гульельми, Э. Пальярани, Л. Малерба, Дж. Манганелли, Э. Сангвинети, У. Эко.
Группа ставила своей целью радикальное обновление итальянской культуры через переосмысление опыта авангардизма (футуризм, сюрреализм) и модернизма и освоение актуальных тенденций европейской мысли — структурализма и постструктурализма, неомарксистских эстетических теорий, психоанализа, семиотики, феноменологии, культурной антропологии. Идеология и художественная практика группы складывались в полемике с неореализмом и под влиянием французского «нового романа», концепций журнала Tel Quel, языковых экспериментов группы УЛИПО, театра абсурда, прозы и поэзии битников. Основные проводниками идей группы были итальянские литературно-культурные журналы Il Verri (основан в 1956), Malebolge (1964–1967), Il Marcatré (1963–1972), Grammatica (1964–1976), Quindici (1967–1969). Образованию группы предшествовал выход поэтической антологии «Новейшие» («I novissimi». 1961), составителем и редактором которой выступил один из членов будущей группы А. Джулиани. Помимо поэзии Джулиани, Э. Пальярани, Э. Сангвинети, А. Порты и Н. Балестрини в сборник вошли комментарии к стихам и теоретические статьи, в которых излагались основные принципы неоавангардной поэзии (идеологические основания и формальные приёмы), указывались литературные и философские течения и отдельные авторы, послужившие ориентиром для «новейших» поэтов. Таким образом, антология стала своеобразным манифестом итальянского неоавангарда.
Теоретические основы объединения в значительной степени сформулированы в книге У. Эко «Открытое произведение» («Opera aperta». 1962), где осмысляется ключевая не только для неоавангарда, но и для всей культуры второй половины 20 в. концепция «открытого» произведения, смысл которого не задаётся автором, а зависит от реципиента и меняется при каждом акте восприятия. Эта идея реализована в произведениях «Итальянское каприччо» («Capriccio italiano». 1963), «Игра в гусёк» («Il giuoco dell'oca». 1967) Э. Сангвинети и «Тристан» («Tristano». 1966) Н. Балестрини, состоящих из фрагментов, которые могут при каждом прочтении выстраиваться в ином порядке, порождая новые смыслы. Помимо «Открытого произведения» в число важнейших критических и теоретических трудов «Группы 63» вошли «Идеология и язык» («Ideologia e linguaggio». 1965) Э. Сангвинети, «Образы и манеры» («Immagini e maniere». 1965) А. Джулиани, «Литература как обман» («La letteratura come menzogna». 1967) Дж. Манганелли.
Почти с момента основания группы среди её членов наметился раскол, особенно значимый в контексте полемики с неореализмом. Одни авторы (Э. Сангвинети, Н. Балестрини) отстаивали необходимость социально-политической ангажированности авангарда: этот принцип последовательно реализует Балестрини в поэтических сборниках «Как действовать» («Сome si agisce». 1963), «А мы устроим другую» («Ma noi facciamone un'altra». 1968) и романе «Мы хотим всё» («Vogliamo tutto». 1971), посвящённому событиям «горячей осени» 1969 г. Другие (А. Гульельми, Р. Барилли) утверждали, что авангардная литература не может и не должна становиться проводником определённых идей: в их понимании задача неоавангарда сводится к развенчанию любых идеологий как заведомо ложных. Социокритический элемент в большей или меньшей степени присутствует в большинстве произведений, созданных членами группы: романах «Братья Италии» («Fratelli d'Italia», 1963) и «Супер-Гелиогабал» («Super-Eliogabalo». 1969) А. Арбазино, «Змей» («Il serpente». 1966) и «Сальто мортале» («Salto mortale». 1968) Л. Малербы, «Хиларотрагедия» («Hilarotragoedia». 1964) и «Новый комментарий» («Nuovo commento». 1969) Дж. Манганелли, поэтических текстах «Laborintus» (1956) и «Erotopaegnia» (1960) Э. Сангвинети, поэме «Девушка Карла» («La ragazza Carla». 1962) Э. Пальярани. С помощью формальных экспериментов неоавангардные авторы стремились подорвать основы сложившегося общества потребления – продемонстрировать несостоятельность существующих социальных институтов и норм, внутреннюю абсурдность обывательского здравого смысла, ложность и искусственность конвенционального языка, трагический разрыв между знаком и значением, «словами» и «вещами» (в терминах М. Фуко).
Участников «Группы 63» объединяло представление о непосредственной связи языка, идеологии и мышления. В отличие от авангарда, неоавангард отрицает необходимость «прямого действия»: «революция» должна носить литературный и лингвистический характер. Предполагалось, что дискредитация и разрушение традиционного языка через художественный эксперимент приведут к трансформации привычных способов мышления и, следовательно, подрыву сложившихся социальных институтов. Полем неоавангардного эксперимента становятся все уровни текста: жанровая принадлежность, повествовательная структура, синтаксис, лексика, фонетика. Художественным ориентиром для группы стал К. Э. Гадда – признанный мастер пастиша, чьи тексты представляют собой сложное переплетение диалектизмов, жаргонизмов, авторских неологизмов, иноязычных заимствований, архаизмов и научных терминов. Вслед за ним авторы «Группы 63» использовали техники смешения и трансформации разнородных жанровых и языковых кодов как инструмент социальной и культурной критики, развенчания идеологий, мифов, расхожих убеждений, и, в конечном счёте, создания собственного образа реальности – принципиально непознаваемой, множественной, хаотичной.
В период протестов 1968 г. идеологические разногласия, связанные с проблемой ангажированности литературы и взаимоотношений искусства и социума, привели к окончательному расколу группы, однако её опыт обогатил итальянскую литературную практику второй половины 20 в. Повествовательные техники, разработанные или актуализированные «Группой 63» (пастиш, коллаж, методы работы с жанровыми схемами и читательскими ожиданиями, элементы игровой и интертекстуальной поэтики и т. д.), мотивы и образы, отражающие специфическое представление о структуре реальности (в первую очередь, метафора лабиринта), были заимствованы и переосмыслены постмодернизмом, а теоретическая разработка понятия «открытости» подготовила итальянскую культуру к восприятию философии постмодернизма. Многие из бывших участников «Группы 63» влились в широкий поток постмодернистской литературы, а У. Эко стал одним из основоположников постмодернизма и вошёл в число самых авторитетных литераторов и мыслителей 20 в.