#Вокальная музыкаВокальная музыкаИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегВокальная музыкаВокальная музыкаНайденo 17 статейМузыкальные памятникиМузыкальные памятники ТонарийТона́рий, тип средневековой певческой книги, в которой григорианские распевы систематически распределены по церковным тонам, или ладам. Содержит, как правило, 8 разделов, по числу ладов; каждый из разделов предваряет небольшая мелодия, т. н. невма, выполняющая функцию быстрой певческой настройки на лад, который иллюстрируется в данном разделе.Направления, стили, жанры в музыке Микротоновая музыкаМикрото́новая му́зыка (англ. microtonal music), в США и странах её культурного влияния – любая музыка, в которой используются микроинтервалы. В отечественной традиции различают микроинтервалы, которые используются в музыке (в любой разновидности модального или тонального лада) для её украшения (блюзовые ноты в джазе, орнаментика в профессиональной музыке старинных «модальных» традиций), и микроинтервалы (общее обозначение музыкальных интервалов меньше полутона), выполняющие функцию обособленных ступеней в музыке микрохроматического интервального рода.Авторские музыкальные сочинения «Susanne un jour»«Susanne un jour», старинная французская песня. Наиболее ранний вариант – 4-голосная шансон Дидье Люпи на стихи Гийома Геру. Впервые опубликована в 1548 г. в сборнике Люпи «Духовные песни» («Chansons spirituelles»). В основе содержания – популярная ветхозаветная история о Сусанне и старцах (Дан 13:1). Текст представляет собой одну 10-строчную строфу с 3 рифмами. Музыкальная форма шансон Люпи не определяется логикой поэтической формы: она образована из двух разных по музыке разделов, первый из которых повторяется после окончания второго. Песня приобрела большую популярность в Западной Европе во 2-й половине 16 в. и в начале 17 в.; её разработку разные авторы (в том числе О. ди Лассо) запечатлели в многоголосных вокальных произведениях (всего более 30).Термины Кант (в музыке)Кант, песенный жанр, распространённый в России, Украине и Белоруссии в середине 17 – 18 вв. Основные признаки жанра – трёхголосие с параллельным движением двух верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору, квадратность группировки тактов. Канты панегирические (патриотические, приветственные; разновидность – виватные) и бытовые (на мореходную, лирическую, шуточную тематику) распространились в царствование Петра I, сохранялись в городском быту до конца 18 в. Оказали влияние на формирование романса и других жанров городской песенной культуры.Жанры и формы. Техника композиции LiedLied, в широком смысле – любая песня на немецкие стихи. В Германии этот термин употребляется по отношению к анонимным народным песням, песням миннезингеров и мейстерзингеров, церковным песням лютеран, песням композиторов-романтиков 19 в., популярным и авторским песням 20–21 вв. В узком смысле Lied – немецкая композиторская многоголосная песня 15–16 вв., светская по содержанию и строфическая по форме, написанная на светский cantus firmus.Термины АнтемАнте́м, жанр вокальной многоголосной музыки (в том числе с инструментальным сопровождением) с текстом духовной тематики на английском языке. Распространён в Англии в середине 16 – конце 17 вв. и в США с середины 18 в. Известные примеры антемов – «If ye love me» Т. Таллиса, «Christ rising again» У. Бёрда, «Rejoice in the Lord» и «My heart is inditing» Г. Пёрселла, «Hear my prayer, o God» Ф. Мендельсона.Жанры и формы. Техника композиции ГокетГоке́т, техника многоголосной композиции в западноевропейской музыке 12–14 вв. Мелодическая линия рассекается на отдельные звуки или группы звуков, которые распределяются по разным голосам (или инструментам), отчего исполнение становится прерывистым, как бы заикающимся. Расцвет гокета пришёлся на период арс антиква – в анонимных мотетах Бамбергского кодекса и Кодекса Монпелье, в клаузулах и кондуктах рукописей, содержащих «Большую книгу органума» («Magnus liber organi»). Гокет встречается во многих жанрах духовной (мотет, месса) и светской (различные песенные формы) музыки французского арс нова.Направления, стили, жанры в музыке РомансРома́нс, 1) жанр вокальной музыки на стихи испанского романса. Сложился в 15 в. К концу 16 в. в вокальном романсе появился рефрен; в стилистическом отношении такой романс в 17 в. неотличим от вильянсико. 2) С 18 в. в разных европейских традициях небольшое лирическое произведение в поэзии и вокальной музыке. В России в последней четверти 18 в. романсом называли песню с французским текстом. Первые русские авторы романсов – Д. С. Бортнянский, О. А. Козловский. В творчестве А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова на основе бытового романса формировалась русская романсовая классика. В 19–20 вв. романс занял одно из важнейших мест в отечественной музыке, крупнейшие авторы: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, Н. К. Метнер, А. Н. Александров, Г. В. Свиридов и др. В опере романс – нередко разновидность арии. Романсом иногда называют инструментальные пьесы лирического характера.Традиционная музыка «Тёмно-коричневый орех»«Тёмно-кори́чневый оре́х», популярная немецкая народная песня. Известна с 16 в. Стихи и музыка песни стабилизировались к 19 в. Благодаря простому тексту и рельефной мелодии была востребована в Германии в условиях национал-социалистической идеологии 1930–1940-х гг. В СССР обрела популярность с новым текстом, как хоровая детская песня «Коричневый орех».Традиционная музыка «Мальбрук в поход собрался»«Мальбру́к в похо́д собра́лся», французская народная песня. Сочинена в начале 18 в., в период англо-французской войны за Испанское наследство. В тексте песни содержится насмешливый рассказ о гибели английского полководца Джона Черчилла, 1-го герцога Мальборо (в тексте песни его имя искажено). Мелодия песни использовалась композиторами на протяжении 18–19 вв., среди наиболее известных примеров – финал оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта (1787, оркестровое сопровождение к 12-й сцене II действия), «Победа Веллингтона, или Битва при Виттории» op. 91 Л. ван Бетховена (1813). 12