«Half-Life» (серия игр)
«Half-Life», научно-фантастическая компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная компанией Valve под руководством программистов Г. Ньюэлла и М. Харрингтона для платформы Microsoft Windows и выпущенная 19 ноября 1998 г. Сценаристом игры стал писатель М. Лейдло, известный на момент создания игры как автор научно-фантастических романов и романов ужасов. Композитором и звуковым дизайнером игры был Келли Бейли, покинувший Microsoft и присоединившийся к Valve ради работы над «Half-Life». «Half-Life» получила более 50 наград «Игра года» в игровой прессе, была признана революционной для жанра шутера от первого лица и неоднократно называлась лучшей из когда-либо созданных игр.
История создания
Г. Ньюэлл и М. Харрингтон основали фирму Valve 24 августа 1996 г., покинув Microsoft с намерением заняться разработкой компьютерных игр. В их планы входило создание шутера от первого лица с элементами хоррора. Ньюэлл и Харрингтон вдохновлялись играми «Doom» и «Quake».
На начальном этапе разработки «Half-Life» фирма Valve заимствовала игровой движок игры «Quake» – Quake engine, получив на него лицензию у фирмы id Software, но впоследствии Quake Engine был практически полностью переработан, а на его основе был создан игровой движок GoldSrc. В новом движке был создан с нуля сложный искусственный интеллект, допускающий такие поведенческие модели неигровых персонажей, как паника и работа в команде, а также в нём были реализованы такие нововведения, как скелетная анимация, позволившая создать более реалистичную игровую физику и добиться высокого качества анимации, в том числе анимацию мимики.
Если технологический прорыв, осуществлённый в игре «Quake», заключался в реализации полностью трёхмерного мира, то «Half-Life» в отличие от своих предшественников в жанре должна была преодолеть сложившееся восприятие окружающего мира игры как набора декораций для битв с врагами в пользу иммерсивности и активного взаимодействия с окружающей средой.
«Half-Life» отличалась и тематическими нововведениями. Главным героем был не типичный для жанра военный или профессиональный боец, а учёный и специалист в области теоретической физики – Гордон Фримен. Повествование игры начиналось не с эффектной или критической сцены поломки космического корабля или сражения, а с похода на работу в исследовательский центр.
Издателем «Half-Life» выступила компания Sierra Studios. Несмотря на то, что игра финансировалась исходя из скептических взглядов на дебютный проект Ньюэлла и Харрингтона, не обладавших опытом игровой разработки, и расчёта, что суммарные продажи игры не превысят 180 тыс. копий, уже к февралю 1999 г. было продано свыше полумиллиона копий, а к 2008 г. продажи игры составили свыше 9 млн копий.
К «Half-Life» были выпущены три дополнения, разработанные фирмой Gearbox Software совместно с Valve. В 1999 г. были изданы дополнения «Opposing Force», а в 2001 г. – «Blue Shift». В 2001 г. «Half-Life» была издана для игровой приставки PlayStation 2. Издание для PlayStation 2 получило многопользовательское кооперативное дополнение «Decay». Каждое дополнение было посвящено взгляду на события основной игры глазами других персонажей.
Сюжет и геймплей
«Half-Life» начинается с прибытия опаздывающего на работу учёного-физика Г. Фримена в исследовательский комплекс «Чёрная Меза» (Black Mesa Research Facility), расположенный в недрах горы в пустынном регионе в штате Нью-Мексико (США). Игрок в роли Фримена участвует в эксперименте по анализу некого необычного вещества, но эксперимент выходит из-под контроля и провоцирует физическую аномалию, в ходе которой Фримена ненадолго затягивает в иное измерение, а в лаборатории начинаются взрывы и происходит землетрясение.
Очнувшись, Фримен и другие работники «Чёрной Мезы» обнаруживают, что неудачный эксперимент привёл к разломам между земным миром и миром Зен, из которых просачиваются монстры. В ходе сюжета игроку предстоит выбраться из комплекса «Чёрная Меза», наполненного монстрами, ускользнуть от военных HECU (Hazardous Environment Combat Unit), направленных в «Чёрную Мезу», чтобы зачистить комплекс и от пришельцев, и от учёных, и попасть в мир Зен, чтобы закрыть разломы.
Игра состоит из 19 глав, однако в отличие от своих предшественников уровни представляют собой преимущественно бесшовный игровой мир, в котором карты подгружаются движком во время игры, не вынуждая игрока наблюдать экран загрузки, а вместо кат-сцен используются запускаемые скриптами события, в которых игрок продолжает управлять Фрименом. Это нововведение способствовало ощущению непрерывного участия в повествовании и погружению в игру.
Дизайн уровней, а также концепты брони и оружия разработаны в конвенции умеренно реалистического повествования. На уровнях комплекса «Чёрная Меза», вдохновлённого Лос-Аламосской национальной лабораторией и «Зоной 51», можно найти и буфеты для сотрудников, и гидроэлектростанцию. Оружие не висит в воздухе, но находится в антураже, объясняющем его нахождение и историю. В первой главе игрок получает защитный костюм HEV (Hazardous Environment Vest), спроектированный для работы в особо опасных условиях, защищающий его в ходе событий игры.
Арсенал игрока не подчинён логике повышения мощности оружия с каждым уровнем, а предполагает ситуационное и тактическое мышление. Борьба как с рядовыми соперниками, отличающимися друг от друга поведением, так и с уникальными боссами зачастую предполагает использование окружающего пространства, в том числе техники, и решение загадок, а не грубую силу или сноровку игрока. Взаимодействие со средой допускает и такие ситуации, как опасность соприкосновения с водой, в которую погружён оголённый провод, и для игрока, и для его врагов. Некоторые игровые ситуации предполагают активную кооперацию с неигровыми персонажами, которые участвуют в повествовании и помогают игроку.
Единственной мистической составляющей игры является G-man, способная к телепортации неизвестная сущность в облике мужчины средних лет с портфелем в руке, одетого в деловой костюм. G-Man наблюдает за игроком из недосягаемых пространств на протяжении игры, а также решает судьбу игрока в конце последней главы. Ни в оригинальной игре, ни в дополнениях и сиквелах подробности о природе и характере G-Man не проясняются.
Культура модификаций
«Half-Life» пользовалась большой популярностью у независимых и начинающих разработчиков и породила множество пользовательских модификаций. В репертуар модификаций «Half-Life» входят такие проекты, как многопользовательский кооперативный шутер с элементами головоломки «Sven Co-op», остающийся в эстетике оригинальной игры, и «Half-Life: Echo», развивающий сюжет «Half-Life», и не связанные с миром «Half-Life» пользовательские игры: зомби-хоррор «They Hunger» и выполненный в стилистике театров боевых действий Второй мировой войны «Day of Defeat» и др.
К модификациям игры «Half-Life» относится оригинальный «Counter-Strike», многопользовательский командный шутер, разработанный Мином Ле и Дж. Клиффом в 1999 г. на основе «Half-Life». Valve вскоре приобрела права на игру и наняла Ле и Клиффа как штатных разработчиков, а уже осенью 2000 г. доработанная версия «Counter-Strike» была выпущена как самостоятельная игра, положившая начало одноимённой серии игр, ставшей одной из самых популярных дисциплин в киберспорте.
К играм, разработанным на основе пользовательских модификаций для «Half-Life» также относятся восходящий к одноимённой модификации для «Quake» командный классовый шутер «Team Fortress Classic», выпущенный в качестве модификации для «Half-Life» в 1999 г., а затем изданный как отдельная игра в 2003 г.
Франшизация
В 2004 г. Valve выпустила «Half-Life 2», сиквел оригинальной игры. «Half-Life 2» была признана игрой года 39 игровыми изданиями и завоевала множество наград, включая звание «Игры десятилетия» от американского телеканала Spike. «Half-Life 2» получила несколько дополнений – «Half-Life 2: Episode One» (2006) и «Half-Life 2: Episode Two» (2007). Оба дополнения последовательно продолжали сюжет оригинальной игры.
Несмотря на то, что сюжетно сиквелы продолжают оригинальную игру, серия была эстетически переосмыслена. «Half-Life 2» начинается с пробуждения Фримена от межпространственного сна, в который его погрузил G-Man в конце оригинальной игры, в городе Сити-17, в котором тоталитарному правлению инопланетной фракции Альянса противостоит партизанское движение Сопротивления (в его ряды входят дружественные учёные из оригинальной игры и ставшие лояльными людям монстры – вортигонты). Тематический акцент первой части игры на техногенной катастрофе и её последствиях во второй части заменила политика футуристической антиутопии. Дизайн уровней «Half-Life 2» сочетает как подражания восточноевропейской архитектуре времён «холодной войны», так и здания, выполненные в стилистике проектов Л. Вудса.
В 2007 г. вышла игра «Portal», а в 2011 г. её сиквел «Portal 2», геймплей игр радикально отличался от «Half-Life» и представлял собой решение головоломок, а не шутер. Однако обе игры были тепло встречены поклонниками серии и значительно расширили понимание игровой вселенной.
В 2020 г. Valve выпустила для устройств виртуальной реальности игру «Half-Life: Alyx», повествующую о партизанской деятельности Аликс Вэнс, напарнице Г. Фримена в «Half-Life 2».
«Half-Life 2» была сделана на новом движке Source. На этот движок без графических изменений в 2005 г. была перенесена оригинальная игра, а в 2020 г. Crowbar Collective выпустила «Black Mesa», ремейк оригинального «Half-Life» на движке Source с улучшенной графикой, переработанной игровой механикой и дополнительными сценами.