Подъельский Вячеслав Вячеславович
Подъе́льский Вячесла́в Вячесла́вович (род. 31.3.1951, посёлок Яя Анжеро-Судженского района Кемеровской области, ныне Яйский район, Кемеровская область), российский хормейстер, заслуженный деятель искусств РФ (1995).
Сын Вячеслава Андреевича Подъельского (1902–1974), исполнителя на народных инструментах, преподавателя Ленинградской и Новосибирской консерваторий. В 1960-х гг. В. В. Подъельский пел в хоровой капелле мальчиков при Доме работников искусств, участвовал в постановках Новосибирского театра оперы и балета как артист детского хора. В 1974 г. окончил Новосибирское музыкальное училище (ныне Новосибирский музыкальный колледж имени А. Ф. Мурова, класс А. М. Кальмус), в 1979 г. – Новосибирскую консерваторию (класс В. Б. Серебровского).
В 1981–1985 гг. дирижёр Камерного хора Новосибирской филармонии под руководством Б. С. Певзнера (основан как любительский хор при Новосибирском отделении Всероссийского хорового общества). С 1985 г. хормейстер, с 1989 г. главный хормейстер Новосибирского театра оперы и балета.
Хормейстер-постановщик около 50 опер, в их числе: «Кармен» Ж. Бизе (2001, режиссёр А. О. Степанюк), «Жизнь с идиотом» А. Г. Шнитке (2003; Российская национальная театральная премия «Золотая маска», 2004), «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича (2007; обе – режиссёр Г. Барановский), «Аида» (2016, режиссёр В. В. Стародубцев; 2004, режиссёр Д. Ф. Черняков; премия «Золотая маска», 2005) и «Макбет» Дж. Верди (2008, режиссёр Черняков; обе – дирижёр Т. Курентзис), «Князь Игорь» А. П. Бородина (2009), «Тангейзер» Р. Вагнера (2014; обе – режиссёр Т. А. Кулябин), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (2015, режиссёр Д. В. Белов), «Паяцы» Р. Леонкавалло (2017), «Тоска» Дж. Пуччини (2021; обе – режиссёр И. А. Габитов), «Турандот» Пуччини, «Пиковая дама. Игра» П. И. Чайковского (обе – 2016), «Бал-маскарад» (2017) и «Фальстаф» Верди, «Кащей Бессмертный» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (концертное исполнение; все – 2020), «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (2021; все – режиссёр Стародубцев), «Отелло» Верди (концертное исполнение, 2016, дирижёр Белякин). Хормейстер балета «Свадебка» И. Ф. Стравинского (2013), оперетт «Летучая мышь» И. Штрауса (2018), «Сильва» И. Кальмана (2019).
В концертный репертуар Подъельского входят опера «Боярыня Морозова» Р. К. Щедрина (2009), «Месса» Л. Бернстайна (впервые в России, 2013; «Золотая маска», 2014), Реквием Дж. Верди, «Stabat Mater» Дж. Россини, «Военный реквием» Б. Бриттена, оратория «Жанна д’Арк на костре» А. Онеггера, поэма «Колокола», «Три русские песни», «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова, кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева, «Пушкинский венок» Г. В. Свиридова, симфония «Зима священная 1949 года» Л. А. Десятникова (все – с хором Новосибирского театра оперы и балета).
Под управлением Подъельского хор театра удостоен премии Всероссийского хорового фестиваля имени Л. К. Сивухина в Нижнем Новгороде (цикл «Запечатлённый ангел» Р. К. Щедрина, 2014).
В 2004–2011 гг. руководил камерным хором Тhe New Siberian Singers, созданным внутри штата оперного хора. С камерным оркестром musicAeterna под руководством Т. Курентзиса хор гастролировал в России и за рубежом.
В 1994 г. как хормейстер-постановщик В. В. Подъельский работал в Германии («Борис Годунов» М. П. Мусоргского; с участием группы артистов мужского хора Новосибирского театра оперы и балета; Баденский государственный театр, Карлсруэ) и в Испании («Аида» Дж. Верди; «Театр Маэстранца», Севилья).
Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2013).