Фриде Нина Александровна
Фри́де Ни́на Алекса́ндровна (настоящее имя Антонина) [10(22).1.1859, Санкт-Петербург – 16.3.1942, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российская певица (меццо-сопрано, контральто), педагог, солистка Его Императорского Величества (1902).
Дочь Александра Яковлевича Фриде (1823–1894), генерала от артиллерии. Племянница Алексея Яковлевича Фриде (1838–1896), генерал-лейтенанта, участника Туркестанских походов, Ярославского губернатора (1887–1896). Училась в гимназии княгини А. А. Оболенской. Первоначальную музыкальную подготовку получила под руководством матери, Антонины Александровны Фриде (ученицы А. Г. Рубинштейна). В 1877 г. поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию (класс фортепиано К. К. Фан-Арка, с 1880 класс пения Н. А. Ирецкой). Осенью 1880 г. уехала за границу, совершенствовалась в вокальном искусстве у М. Маркези в Вене (1880–1881) и Париже (1881–1882).
На оперной сцене дебютировала в 1882 г. в театре А. Никколини (Флоренция) в партии Пьеротто («Линда ди Шамуни» Г. Доницетти). С декабря 1882 по февраль 1883 гг. выступала в театре «Лисео» в партиях Пажа Урбана («Гугеноты» Дж. Мейербера) и Слепой («Джоконда» А. Понкьелли). Вернувшись в 1883 г. в Италию, в течение 3 месяцев занималась пением у А. Буцци и С. Ронкони (Милан), выступила в театре «Нуово» (Флоренция). В том же году возвратилась в Россию, дала ряд концертов в городах юга Российской империи – Тифлисе (ныне Тбилиси), Кисловодске, Владикавказе, Пятигорске, Баку; приняла участие в концертах Московского филармонического общества. В 1884 г. впервые выступила в Санкт-Петербурге в зале Дворянского собрания (участвовала в концерте Э. Тамберлика).
В 1884–1891, 1895–1908 гг. солистка Мариинского театра (дебютировала в партии Амнерис в опере «Аида» Дж. Верди). В 1891–1895 гг. гастролировала по России и за границей (Варшава, Москва, Париж, Монте-Карло, Ницца и др.).
Обладала сильным голосом мягкого бархатного тембра, исполнение отличалось артистичностью. Среди лучших партий: Любаша, Лель, Любава («Царская невеста», «Снегурочка», «Садко» Н. А. Римского-Корсакова), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Зибель и Паж Стефано («Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Паж Урбан («Гугеноты» Дж. Мейербера), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса), Фидальма («Тайный брак» Д. Чимарозы), Рогнеда (одноимённая опера А. Н. Серова), Ратмир и Ваня («Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» М. И. Глинки), партии в операх П. И. Чайковского – Любовь («Мазепа»), Полина и Графиня («Пиковая дама»), Княгиня («Чародейка»), Басманов («Опричник»), Иоанна («Орлеанская дева»), Ольга, Няня, Ларина («Евгений Онегин»). Первая исполнительница партий в операх «Корделия» (поставлена под названием «Месть») Н. Ф. Соловьёва (Андреино, 1885), «Пиковая дама» Чайковского (Миловзор, 1890; обе – Мариинский театр), «Месть амура» А. С. Танеева (Филипп; 1902, Эрмитажный театр). В 1898 г. выступила на сцене московского Большого театра в партии Анны Болейн («Генрих VIII» Сен-Санса). Всего в репертуаре певицы было свыше 50 партий. В 1907 г. в Мариинском театре состоялся прощальный бенефис Фриде (исполнены фрагменты из опер «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» и «Орлеанская дева» П. И. Чайковского).
С 1908 г. выступала как концертная певица. Принимала участие в симфонических концертах (исполняла сольную партию в Симфонии № 9 Л. ван Бетховена). В камерный репертуар входили романсы и песни П. И. Чайковского (исполняла их в ансамбле с автором; 1892, Варшава), А. Г. Рубинштейна, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Даргомыжского, Ф. Листа, Ф. Шопена, Ж. Массне, Б. Годара, П. Виардо. Фриде посвятили свои романсы Балакирев («Я любила его»), Римский-Корсаков («Посмотри в свой вертоград»), Кюи («Горними тихо летела душа небесами»), А. К. Глазунов («Муза»), Э. Ф. Направник («Я нарву вам цветов к именинам»).
В годы Первой мировой войны Фриде служила в действующей армии сестрой милосердия. После 1917 г. преподавала в Петроградской (Ленинградской) консерватории (с 1921 профессор), позднее жила в г. Луга, где работала в педагогическом техникуме, музыкально-сценической школе (силами учеников ставила здесь отрывки из опер), детском доме, на специальных курсах по подготовке инструкторов-вокалистов для колхозников. Опубликовала воспоминания о П. И. Чайковском (1940).
В 1903 г. записала на грампластинки 10 произведений (фирма «Коламбия»): ария Пажа («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), колыбельная песня из оперы «Жоселен» Б. Годара, колыбельная Адели («Гарольд» Э. Ф. Направника), романсы «Страшная минута» П. И. Чайковского, «Желание» А. Г. Рубинштейна, «Невская баркарола» А. Ю. Симона, «Весна» В. А. Данилевской, «Волшебная песня» Э. Мейер-Гельмунда, «Элегия» Ж. Массне, «Звезда» П. Виардо.
С 1941 г. жила в Ленинграде, в доме ветеранов сцены.