Понти Джо
По́нти Джо (Gio Ponti; Джованни Понти, Giovanni Ponti) (18.11.1891, Милан – 16.9.1979, там же), итальянский архитектор, дизайнер, художник и публицист.
В 1921 г. окончил Миланский политехнический институт. В 1923–1927 гг. сотрудничал с архитекторами М. Фьокки и Э. Ланчиа, в 1927–1933 гг. – с Ланчиа, построив собственный дом на Виа-Рандаччо в Милане (1924–1926), виллу «Летящего ангела» в Гарше во Франции (1925–1926), доходный дом Борлетти в Милане (1927) в русле архитектуры новеченто. Участвовал в конкурсе на план развития Милана (1926–1927). Постройки Понти 1930-х – 1940-х гг. – важнейшие образцы итальянского модернизма: конторское здание компании Montecantini в Милане (1-й корпус, 1936; 2-й корпус, 1951), здание математического факультета Римского университета (1935), корпус Палаццо ди Ливиано Падуанского университета (1937). Для сооружений Понти этого периода характерно использование элементов неоклассицизма в рационалистическом ключе. 1950–1970-е гг. – время творческого расцвета Понти-архитектора. С 1952 г. сотрудничал с архитектором А. Росселли, построив в Милане небоскрёб Pirelli (1956–1960; совместно с инженером П. Нерви), дом на Виа-Децца (1956–1957), палаццо Монте-Дориа (1964–1970). Среди других работ Понти в Италии – отель «Парко деи Принчипи» в Сорренто (1960–1961), здание компании Philips в Риме (1960), собор в Таранто (1971), за её пределами – Итальянский институт культуры в Стокгольме (1958), здание Министерства планирования в Багдаде (1958), министерские здания в Исламабаде (1962–1964), Музей искусств в Денвере (1971, совместно с архитектором Дж. Садлером). В пластических объёмах и причудливом рисунке проёмов этих построек отразился опыт архитектуры кубизма и экспрессионизма начала 20 в., влияние Й. Хофмана и др.
Понти занимался просветительской деятельностью в сфере современной архитектуры и дизайна: основал журналы Domus (1928; главный редактор до 1941 и в 1948–1979) и Stile (1941; главный редактор до 1947). Оформлял интерьеры общественных зданий (часто им же построенных: Montecatini, Pirelli), жилья и океанских лайнеров, проектировал оборудование для магазинов и стенды на выставках для различных компаний.
Как промышленный дизайнер Понти проектировал для разных фирм: керамические изделия для Ginori (1923–1938; в стиле ар деко), cветильники для Fontana (1931, 1967), Arredoluce (1957), Lumi (1960), Artemide, Guzzini (1967), предметы из стекла для Venini (разные годы). Понти не только делал уникальную мебель для конкретных интерьеров, но и активно сотрудничал с фирмами-производителями: его главным заказчиком была фирма Cassin (с 1949), для которой он создал свою самую известную работу, образец рационального дизайна, – стул Superleggera (1957). В 1940-х – 1950-х гг. Понти работал как сценограф и как художник-монументалист.
Теоретические воззрения Понти лежат в границах «строгого» модернизма (многофункциональность и «редукция лишнего» в архитектуре и дизайне, внедрение машинного производства и новых материалов и т. д.), однако их особенность – в совмещении новации с традицией, отчего его современники-критики (Дж. Пагано, П. Портогези и др.) видели в богатстве форм и декоративности, симметричности и пропорциональности его работ компромиссность и «буржуазность». Понти – основоположник итальянского промышленного дизайна.
Член исполнительного совета (с 1938), оформитель экспозиции и участник (1930-е – 1940-е гг.) Миланской триеннале, учредитель премии в сфере дизайна Compasso d’Oro («Золотой циркуль», 1954), сооснователь итальянской Ассоциации промышленного дизайна. Преподавал в Миланском политехническом институте (1936–1961; профессор).