Мандзони Алессандро
Мандзо́ни Алесса́ндро, Алессандро Франческо Томмазо Антонио Мандзони (Alessandro Francesco Tommaso Antonio Manzoni) (7.3.1785, Милан – 22.5.1873, там же), итальянский писатель.
Из аристократической семьи. Внук Ч. Беккариа, племянник А. Верри. Сенатор (1860). Учился в колледжах, принадлежавших различным орденам (1791–1803), несмотря на это, уже в юности стал убеждённым антиклерикалом и республиканцем, приверженцем рационализма Просвещения. Ранняя поэзия выдержана в духе классицизма: поэма «Триумф свободы» («Trionfo della libertà», 1801), идиллия «Адда» («Adda», 1803), четыре философско-сатирических «Поучения» («Sermoni», 1803–1804). В 1805–1810 гг. жил в Париже; сблизился с кружком французских мыслителей, сохранивших верность идеалам Просвещения в условиях империи (П. Ж. Ж. Кабанис, А. Дестют де Траси, К. Форьель). Эволюция мировоззрения и поэтики Мандзони в сторону романтизма отразилась в поэмах: «На смерть Карло Имбонати» («In morte di Carlo Imbonati», 1806), «Урания» («Urania», 1809) и особенно – в цикле из пяти «Священных гимнов» («Inni sacri», 1812–1822) и очерке «О католической морали» («Sulla morale cattolica», 1819). В 1809–1810 гг. пережил нравственный кризис; обращение к католической вере логически завершило его размышления о гуманной миссии поэта.
В конце 1810-х гг. стал главой миланского кружка романтиков, объединившихся вокруг журнала Conciliatore (1818–1819). Эстетические труды Мандзони «Письмо господину Ш… о единствах времени и места в драматическом произведении» («Lettera sull’ unità di tempo e di luogo nella tragedia», 1823, русский перевод 1984) и «Письмо маркизу Чезаре Д’Адзельо о романтизме» («Lettera al marchese Cesare d’Azeglio sul romanticismo», 1823, опубликовано в 1846, русский перевод 1984) воспринимались как манифесты романтической школы не только в Италии, но и за её пределами. Эти работы, а также оды «Март 1821 г.» («Marzo 1821», опубликована в 1848) и «Пятое мая» («Il cinque maggio», 1821; написана на смерть Наполеона I и была запрещена цензурой вплоть до 1822) отразили представления Мандзони о конфликтном взаимодействии благородного героического деяния, жестокой исторической и политической закономерности и непреложной мудрости провидения. Оду «Пятое мая» в своём переводе напечатал в журнал Über Kunst und Altertum И. В. Гёте (1822); частичный русский перевод осуществил Ф. И. Тютчев (около 1829).
Обоснованный в эстетических сочинениях Мандзони тип изображения исторических событий был опробован им в трагедиях «Граф Карманьола» («Il conte di Carmagnola», 1820; русский перевод 1888) и «Адельгиз» («Adelchi», 1822; русский перевод 1978), построенных на непримиримом нравственном конфликте благородной личности и государственного интереса. Предисловие к «Графу Карманьоле», где Мандзони, в частности, подверг критике правило трёх единств, стало одним из первых манифестов романтического театра.
Новаторский характер историзма Мандзони полнее всего выразился в самом знаменитом его сочинении – романе «Обручённые» («I promessi sposi», 1-я редакция под названием «Фермо и Лючия» – 1821–1823; последующие редакции – 1825–1827 и 1840–1842; русский перевод 1833). События из жизни Миланского герцогства в 17 в. осмыслены в романе как проявление перманентного нравственно-религиозного конфликта (противостояние христианской этики, следования евангельским заветам, с одной стороны, и низменных корыстных интересов, презрения к слабому – с другой). Сюжет романа строится на столкновении интересов бедных и униженных с устремлениями сильных мира сего. По мысли Мандзони, смысл человеческим деяниям придаёт вера в провидение. В «Обручённых» присутствуют некоторые сюжетные мотивы итальянской прозы 17 в., а также элементы готического романа.
Среди других сочинений: исторический очерк «История позорного столба» («Storia della colonna infame», написан в 1820-х гг., опубликован в 1842; русский перевод 1978), развивающий тему нравственной ответственности власть имущих; трактат «Об итальянском языке» («Della lingua italiana», 1847, опубликован в 1850).