Государственный центральный музей кино
Госуда́рственный центра́льный музе́й кино́ (Музей кино), музей в Москве. Открыт в 1989 г. при Всесоюзном творческо-производственном объединении «Киноцентр». Первый в России музей, посвящённым кинематографу.
История создания
Первые попытки создать Музей кино предпринимались в 1928–1932 гг., когда киновед Г. М. Болтянский начал собирать экспонаты для будущей коллекции. Предполагалось, что музей будет функционировать при Государственной академии художественных наук, но он так и не был открыт из-за упразднения этой организации. Вопрос о необходимости создания музея рассматривался в 1940–1941 и 1947–1948 гг., в обоих случаях инициаторами были классики советского кино С. М. Эйзенштейн и С. И. Юткевич, в 1951 г. – вновь Г. М. Болтянский. В 1966 г. в квартире вдовы Эйзенштейна П. М. Аташевой, сохранившей и завещавшей государству архив режиссёра, открылся Научно-мемориальный кабинет С. М. Эйзенштейна, хранителем которого стал Н. И. Клейман. В 1989 г. кабинет вошёл в состав музея в качестве самостоятельного фонда.
История современного Музея кино восходит к тому же 1966 г., когда было принято решение о создании многопрофильного исследовательского, образовательного и музейно-архивного комплекса, посвящённого кинематографу, – «Киноцентра», составной частью которого должен был стать Центральный музей кино. В журнале «Искусство кино» опубликованы интервью с С. И. Юткевичем и председателем комиссии по кинотеории и кинокритике Союза кинематографистов СССР (СК СССР) А. Е. Новогрудским (1966. № 12) и научное обоснование деятельности будущего музея «Наш проект», написанное киноведами Клейманом и Л. К. Козловым (1967. № 7). Активное участие в формировании технологической стороны «Киноцентра» принял главный инженер «Мосфильма» Б. Н. Коноплёв.
В начале 1970-х гг. началось строительство «Киноцентра». В середине 1970-х гг. приступила к работе Музейная комиссия СК СССР, подготовившая концепцию и тематико-экспозиционные планы будущего музея. В комиссию под руководством Л. З. Трауберга вошли, помимо Юткевича и Клеймана, киноведы разных поколений, в том числе руководители студийных музеев, появившихся незадолго до этого на «Мосфильме», «Ленфильме», Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) и Национальной киностудии художественных фильмов имени А. П. Довженко.
В 1984 г. при Всесоюзном бюро пропаганды киноискусства создан музейный отдел, где велась работа по комплектованию фондов. 31 марта 1989 г. Музей кино открылся показом фильма Ч. Чаплина «Великий диктатор» (1940), копия которого была подарена Музею семьёй великого режиссёра и актёра.
В 1992 г. в сложной экономической и политической ситуации бывшие руководители ВТПО «Киноцентр» приватизировали объединение и превратили его в коммерческий мультиплекс. Существование Музея кино, находившегося в составе «Киноцентра», оказалось под угрозой, несмотря на то что он аккумулировал в себе исследовательские, научные и образовательные задачи, предназначавшиеся в проекте для всего Киноцентра. В результате Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Конфедерация союзов кинематографистов, Союз кинематографистов России и Министерство культуры России (затем к ним присоединился «Совэкспортфильм») переучредили Центральный музей кино как самостоятельную общественную организацию.
Со дня основания и до 1 июля 2014 г. директором Музея кино был Н. И. Клейман.
Деятельность
С самого начала Музей кино объединил функции комплектования фондовой коллекции, организации кинопоказов и выставок. Предметом хранения стал широкий спектр материалов, документирующих кинопроцесс. Хотя значительная часть рукописей кинематографистов сосредоточена в Российском государственном архиве литературы и искусства, архивах киностудий, а основная киноколлекция, включая оригиналы, хранится в Госфильмофонде, в Музее кино есть свои рукописный фонд и фильмотека, включающие многие уникальные экспонаты. Остальные фонды являются главными в стране архивами по своим разделам кинематографии. Наиболее крупные – изобразительный фонд, включающий эскизы, раскадровки, экспликации, и уникальная фототека. В музей входят фонды анимации, костюмов, реквизита, киноплакатов, редкой книги, кинофототехники, предметно-мемориальный, а также библиотека. Во время реорганизации ЦСДФ в состав Музея кино был передан собранный на студии фонд фронтовых кинооператоров.
Параллельно с комплектованием материалов по истории всех видов отечественного кинематографа, Музей кино знакомил зрителей с панорамой мирового кино. Кинопоказы и ретроспективы, организованные Музеем кино в 1990–2000-х гг. (и зачастую имевшие просветительское сопровождение), привлекли в него широкую зрительскую аудиторию. Благодаря Музею кино на большом экране появилась практически вся мировая киноклассика, большей частью недоступная в советское время по политическим соображениям и вовсе исчезнувшая из-за прихода коммерческой системы проката в 1990-х гг. Музей кино провёл почти полные ретроспективы Б. В. Барнета, А. М. Роома, И. А. Савченко, И. Бергмана, Ф. Трюффо, Ж.-Л. Годара, В. Вендерса, Э. Любича, Одзу Ясудзиро и других классиков. К 100-летию кино в 1995 г. прошли показы ранее неизвестных отечественному зрителю режиссёров европейского и азиатского независимого кино 1920–1960-х гг. и американского авангарда.
Помимо показа классики, Музей кино стал ведущей площадкой для показа современного отечественного и зарубежного артхауса, проводил регулярные ретроспективы новых французских, итальянских, немецких, шведских, японских, финских фильмов, впервые показал в России картины П. Альмодовара, А. Каурисмяки, А. Кияростами и др.
Значительными научными событиями стали конференции, посвященные ФЭКС, 100-летию Л. В. Кулешова, проблемам кинотекстологии и др.
В Музее кино регулярно проводились большие фондовые выставки, представлявшие экспонаты, поступившие в коллекцию в течение последних 5 лет. Были организованы выставки к ретроспективам Л. В. Кулешова, Р. В. Фасбиндера и первые выставки А. А. Алексеева, Ю. Б. Норштейна, Р. У. Хамдамова и др.
Музейные помещения
На протяжении 1990-х – начала 2000-х гг. разворачивалась драматическая история вокруг Киноцентра, где располагался Музей кино. Полученный в 2001 г. статус государственного федерального музея помог сохранить коллекцию и регулярную деятельность, но не гарантировал неприкосновенности помещений. Постепенно разворачивавшийся процесс приватизации Киноцентра завершился тем, что в 2004 г. Союз кинематографистов (СК РФ) продал свою последнюю долю, и хотя в решении съезда СК оговаривалось сохранение за Музеем кино его площадей вплоть до обретения собственного здания, председатель СК Н. С. Михалков подписал в 2005 г. дополнительное соглашение к договору о продаже акций, согласно которому Музей кино вынужден был освободить свои помещения до конца года (Стравинская. 2005).
С декабря 2005 г. до октября 2017 г. фонды Музея кино временно располагались на территории киноконцерна «Мосфильм» и были доступны для исследователей и телевизионных журналистов, продолжалось активное пополнение архива. Несмотря на отсутствие постоянного здания, директор Музея кино Клейман и заместитель директора М. И. Павлов смогли в 2005–2014 гг. сохранить значительную часть образовательных кинопрограмм, проводимых музеем на разных площадках Москвы. В это же время Музей кино организовал крупные выставки: «Художник в игровом кино» (совместно с Государственной Третьяковской галереей, 2008) и «XVIII век на экране: Екатерина II и Фридрих II» (совместно с Музеем-заповедником «Царицыно» и Потсдамским музеем кино, 2013).
1 июля 2014 г. министр культуры В. Р. Мединский в связи с решением о предоставлении Музею кино отдельного здания назначил директором Музея кино киноведа Л. О. Солоницыну, а Клейман был переведён на должность президента музея, однако осенью 2014 г. вместе с частью сотрудников был вынужден уволиться из-за неприятия методов управления и решений нового директора, в частности согласия на предложение Министерства культуры о переезде музея в здание на территорию Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ). Размещение в павильоне № 36 представлялось спорным как с точки зрения первоначальных функций здания (бывший павильон «Мелиорация и водное хозяйство» требовал значительной доработки для создания условий хранения), так и по причине удалённости от центра, затрудняющей зрителям из других районов города регулярное посещение, необходимое для просмотра ретроспектив.
Своеобразным продолжением деятельности прежней команды Музея кино в области кинопросветительской деятельности стал открывшийся в 2016 г. проект «Кино в Третьяковке» (ГТГ), которым руководит бывший заместитель директора музея М. И. Павлов и куда перешла часть бывших сотрудников отдела кинопоказа музея.
19 октября 2017 г. открылось здание Музея кино на территории ВДНХ, куда вскоре также был перевезен научно-мемориальный кабинет Эйзенштейна, до тех пор находившийся в квартире вдовы режиссёра, и на основе его материалов подготовлена реконструкция квартиры Эйзенштейна. Благодаря оставшимся на своих рабочих местах хранителям, знакомым с историей комплектования фондов в 1980–2000-х гг., в Музее кино создана постоянная экспозиция, представляющая небольшую часть коллекции.