Беляевские пятницы
Беляевские пятницы. В 1882 г. М. П. Беляев начал устраивать домашние квартетные вечера. Н. А. Римский-Корсаков отмечал в своей «Летописи»: «М. П. Беляев, страстный любитель музыки, в особенности камерной, сам будучи альтистом и усердным игрецом квартетов, издавна начал собирать у себя в доме еженедельно по пятницам вечером своих друзей, завзятых квартетистов. Вечер обыкновенно начинался с квартета Гайдна, затем шел Моцарт, далее Бетховен и наконец какой-нибудь квартет из послебетховенской музыки. Квартеты каждого автора неукоснительно чередовались в порядке их нумерации [...] Дойдя до последнего, принимались снова за первый. К зиме 1883–1884 года беляевские "пятницы" стали довольно многолюдны» (Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. Москва, 1955. С. 153). С 1884 г. собрания проходили в квартире Митрофана Петровича в доходном доме Беляевых на Николаевской улице в Санкт-Петербурге (ныне улица Марата, 50; дом построен в 1883–1884 по проекту архитектора В. Ф. фон Геккера). На втором этаже двухэтажной квартиры был устроен салон для встреч и музицирования с двумя роялями. Исполнителями квартетов первоначально были: первая скрипка – физик Н. А. Гезехус (1845–1918), вторая скрипка – хоровой дирижёр и композитор М. Р. Щиглёв (1834–1903), на альте играл сам хозяин, виолончелисты менялись.
Вскоре «пятницы» начали посещать А. К. Глазунов, А. П. Бородин, А. К. Лядов, Г. О. Дютш, в них постоянно участвовал Н. А. Римский-Корсаков, и квартира М. П. Беляева стала местом собраний Беляевского кружка. «Квартеты Гайдна, Моцарта и первые бетховенские исполнялись весьма недурно. Более новые – похуже [...] С появлением на "пятницах" нашего кружка репертуар их порасширился; стали исполняться для ознакомления с ними квартеты новейших времен» (Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 154). Звучали в том числе все новые камерные ансамбли «Саши Глазунова», в талант которого Беляев был «совершенно влюблен», и множество сделанных молодым композитором аранжировок. В 1889 г. место первого скрипача в квартете занял доктор медицины А. Ф. Гельбке (1848–1919), Гезехус перешёл на вторую скрипку, альтистом оставался Беляев, виолончелистом стал инженер-архитектор В. В. Эвальд (1860–1935). В таком составе квартет продолжал существовать до кончины Беляева.
«Беляевские пятницы стали очень оживленны и никогда не отменялись. Если один из квартетистов заболевал, Беляев доставал кого-нибудь для замещения. Сам Беляев никогда болен не был» (Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 154). С течением времени в собраниях у М. П. Беляева стали участвовать многие другие молодые музыканты, помимо квартетов исполнялись трио, квинтеты и прочие инструментальные ансамбли, в том числе с участием фортепиано; появлялись новые пианисты, скрипачи, виолончелисты. «По окончании музыки, в первом часу ночи садились ужинать. Ужин был сытный и с обильными возлияниями. Иногда после ужина Глазунов или кто-нибудь другой играли на фортепиано что-нибудь новое, только что сочиненное, или только что аранжированное в 4 руки» (Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. С. 154).
Последняя «пятница» при жизни Беляева состоялась за несколько дней до его кончины в декабре 1903 г.