Воробьёв Георгий Александрович
Воробьёв Гео́ргий Алекса́ндрович [5(17).1.1896, Тула – 1956, точная дата и место смерти не установлены], российский певец (баритон).
Окончил Тульское музыкальное училище (ныне Тульский колледж искусств имени А. С. Даргомыжского), в 1927 г. – Московскую консерваторию (класс Е. Е. Егорова). В оперном классе консерватории занимался у Н. С. Голованова, в спектакле Оперной студии исполнял партию Грязного («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова, 1925, дирижёр Голованов, режиссёр В. Л. Нардов).
В 1927–1936 гг. солист Государственного оперного театра имени А. В. Луначарского (с 1931 Свердловский театр оперы и балета имени А. В. Луначарского, ныне Екатеринбургский театр оперы и балета); среди партий: Князь Игорь (одноимённая опера А. П. Бородина, дебют), Грязной («Царская невеста» Римского-Корсакова, 1929). «Воробьёв пел чудесно, голос прекрасный, пел без ошибок, хотя ни разу не репетировал и в первый раз пел эту партию», – отмечала А. В. Нежданова по поводу исполнения им партии Грязного (цит. по: Голованов. 1982. С. 98). Одновременно выступил в Москве в нескольких спектаклях Большого театра в партиях Евгения Онегина (одноимённая опера П. И. Чайковского, 1933) и Графа Ди Луны («Трубадур» Дж. Верди, 1935).
В 1936–1952 гг. солист Большого театра (ГАБТ), выступал в ведущих партиях текущего репертуара, уже в 1936 г. исполнил не менее 6 партий: Веденецкий гость, Мизгирь («Садко», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Риголетто (одноимённая опера Дж. Верди), Троекуров («Дубровский» Э. Ф. Направника), Мазепа (одноимённая опера П. И. Чайковского), Грязной («Царская невеста»). В 1943 г. выступил в партии Мизгиря в очередной премьере «Снегурочки» (дирижёр К. П. Кондрашин, режиссёр Н. С. Домбровский; спектакль шёл до 1950). Выступал в партиях классического западного репертуара – Жорж Жермон (1937) и Маркиз д'Обиньи (1947) в опере «Травиата» Верди, Моралес в опере «Кармен» Ж. Бизе (1948) и др., из русского репертуара спел партии Демона (одноимённая опера А. Г. Рубинштейна, 1938), Елецкого («Пиковая дама» Чайковского, 1943); исполнил партию Мурмана в опере «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили (1939), несколько партий в советских операх. В годы Великой Отечественной войны, в 1941–1943 гг., вместе с оперной труппой театра находился в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара).
Давал уроки, среди учеников – Владимир Григорьевич Федорович (1929–1999), артист хора Большого театра, заслуженный работник культуры РСФСР (1979), в 1977–1979 гг. заместитель генерального директора ГАБТа.
Жена Г. А. Воробьёва – Ольга Афанасьевна Седых [30.5(11.6).1898, Киев – дата и место смерти не установлены], певица (сопрано). Сестра актёра Николая Афанасьевича Светловидова. В 1922 г. окончила Музыкально-драматический институт имени Н. В. Лысенко в Киеве. Выступала на оперных сценах Киева, Баку, Томска, Новосибирска, Омска и др. В 1935–1948 гг. солистка ГАБТа, первая исполнительница на этой сцене партии Нанны (1939, «Абесалом и Этери» З. П. Палиашвили, дирижёр А. Ш. Мелик-Пашаев, режиссёр Р. Н. Симонов). Среди других премьерных партий – Эмма («Хованщина» М. П. Мусоргского, 1939), Половецкая девушка («Князь Игорь» А. П. Бородина, 1944); исполняла также партии Графини («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Жрицы («Аида» Дж. Верди), Татьяны («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Тамары («Демон» А. Г. Рубинштейна) и др. С её участием записана на грампластинки опера «Риголетто» Верди (Графиня Чепрано; солисты, хор и оркестр Большого театра, дирижёр С. А. Самосуд).