Фикх
Фикх (от араб. فقه – глубокое понимание чего-либо; знание, проникающее в суть познаваемого предмета), 1) исламская наука о правилах поведения людей и оценках любых явлений, имеющих внешнее выражение; 2) комплекс самих указанных правил и оценок.
Значение фикха
В обоих значениях фикх тесно связан с шариатом и разработкой его понятия в исламской мысли. Она рассматривает фикх в качестве науки о нормативной части шариата. Специалист в вопросах науки фикха носит титул «факих». В исламской традиции утвердилось классическое определение фикха как науки о практических шариатских нормах, извлечённых из их конкретных источников. Одновременно фикх означает совокупность данных норм. Природу фикха полнее раскрывает более широкое его определение, данное исламским учёным Ибн Хальдуном (1332–1406): «Фикх – это знание ниспосланных Великим Аллахом правил, которые оценивают поступки всех тех, кто должен подчиняться этим заповедям, как обязательные, осуждаемые, поощряемые, запрещаемые или дозволенные. Указанные правила получаются из Писания (т. е. Корана), Cунны или иных источников, которые для распознавания этих норм установил Законодатель (т. е. Аллах). Извлечённые из таких источников нормы также называются фикхом» (Ибн-Хальдун. 2004. С. 185).
Исламская мысль выделяет несколько источников норм фикха, под которыми она понимает средства, дающие возможность установить правило поведения в конкретной ситуации, сформулировать оценку поступка человека или любого внешне выраженного явления. Среди таких источников чаще всего называют Коран, Сунну Пророка Мухаммеда (имеющие нормативное значение его высказывания и поступки, зафиксированные в хадисах – преданиях его сподвижников), иджму (араб. إجماع – единодушие, единогласное мнение знатоков фикха и шариата), а также кияс (араб. قياس – сравнение, аналогия).
Источники норм фикха могут классифицироваться по различным основаниям. В частности, по своей природе и связи с божественным откровением Коран и Сунна относятся к сакральным источникам, а кияс – к рациональным. К последней категории принадлежат и другие источники норм фикха, в частности истихсан (одобрение), масалих мурсаля (неучтённые интересы), истисхаб (сохранение прежнего статуса). По масштабам признания знатоками шариата источники норм фикха подразделяются на принимаемые всеми направлениями фикха-науки и допускаемые только отдельными его толками. Кроме того, по форме источники можно делить на тексты (Коран и Сунна, выраженная в хадисах) и рациональные приёмы формулирования шариатских правил поведения, например кияс. Источники норм фикха являются своего рода указателями, свидетельствующими о том, где или с помощью чего следует искать правило поведения, оценку поступка или характеристику любых явлений, окружающих человека и имеющих внешнее выражение.
Важное значение для понимания источников фикха имеет иджтихад (араб. اجتهاد – приложение усилий, усердие), под которым исламская мысль понимает рациональную деятельность, нацеленную на формулирование правил поведения и оценок при молчании Корана и Сунны, а также толкование допускающих различное понимание предусмотренных этими сакральными источниками норм. Иджтихад представлен главным образом киясом (аналогией) и иными логическими приёмами формулирования правил фикха. Учёный, квалификация которого в области фикха даёт ему право на иджтихад, именуется «муджтахид».
История фикха
Становление фикха-науки протекало вместе с записью хадисов. Поэтому первые труды по фикху представляли собой сборники тематически подобранных хадисов. Систематизация хадисов позволила определить вопросы, решение которых требовало рационального толкования Корана и Сунны, и тем самым способствовала оформлению фикха в самостоятельную исламскую дисциплину.
В первые века ислама сложилось несколько школ (толков) фикха-науки, которые отличались друг от друга обращением к различным источникам его норм и несовпадающими подходами к их использованию для формулирования своих выводов. Сначала учение школ было анонимным, но постепенно каждая из них стала возводить свою доктрину к одному из своих основателей. Так, основателем иракской школы был признан Абу Ханифа (699–767), а мединской – Малик ибн Анас (711–795). В 9–10 вв. образовались и другие суннитские толки фикха-науки, в частности шафиитский, названный по имени Мухаммада аш-Шафии (767–820), для которого характерно строгое применение иджтихада, отождествляемого с киясом. Позднее сформировался и ханбалитский толк, основателем которого считается Ахмад ибн Ханбаль (780–855), известный максимально широким использованием Корана и хадисов и крайне осторожным отношением к иджтихаду.
В рамках шиитского направления ислама также сложилось несколько толков, из которых в настоящее время практическое значение имеют джафаритский (имамитский), возводимый к Джафару ас-Садику (700–765), зейдитский, основателем которого считается Зейд ибн Али (убит в 740), и исмаилитский, разработка которого связана с именем аль-Кади ан-Нумана (Ибн Хайюна) (ум. 979).
С середины 9 в. в суннитском фикхе-науке стала утверждаться идея о том, что только крупные факихи прошлого имели право на неограниченный иджтихад, а в середине 10 в. был достигнут молчаливый консенсус о «закрытии врат иджтихада». Появление новых толков фикха-науки со своей системой способов формулирования выводов впредь становилось невозможным. Это означало для каждого факиха необходимость следовать учению определённого толка, что получило название таклид (араб. تقليد – традиция).
С этого времени развитие фикха-науки в форме ограниченного иджтихада продолжалось в рамках признанных толков. Причём основное внимание уделялось систематизации выводов крупнейших муджтахидов прошлого, комментированию их трудов, их переработке в сокращённые и упрощённые сборники.
В произведениях фикха-науки излагались нормы фикха, которые принято делить на 3 группы: правила исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей (молитва, соблюдение поста, паломничество к мусульманским святыням), нормы взаимоотношений людей и правила личного поведения (соблюдение пищевых запретов, требования к одежде и т. п.). В классическое Средневековье и Новое время среди трудов по фикху-науке заметное место занимали сборники фетв – ответов (с указанием источника каждого из них) на конкретные вопросы.
Фикх и исламское право
Отдельные положения фикха приобрели правовой характер, точнее – послужили основой, стали источником исламского права. Это происходило в результате обращения шариатских судов и других органов мусульманского правосудия к положениям фикха для вынесения своих решений. Тем самым указанные правила фикха получали поддержку со стороны публичной (государственной) власти и реализовывались на практике с опорой на властные институты, в том числе в принудительной форме.
Данное соотношение между фикхом и исламским правом объясняет, почему в течение веков, по сути, единственным формальным источником исламского права выступала доктрина – произведения факихов, принадлежащих к различным школам (толкам) фикха-науки. Попытки кодификации фикха (закрепления его норм в законе) на протяжении столетий не были успешными, и государство ограничивалось ориентацией судей на вынесение решений в соответствии с трудами конкретной школы фикха. Например, в Османской империи таким статусом пользовался ханафитский толк фикха.
Для фикха-науки была характерна нацеленность на решение частных вопросов, формулирование выводов по конкретным проблемам. При этом различные толки фикха-науки и даже факихи, принадлежавшие к одному толку, зачастую приходили к несовпадающим выводам по одинаковым вопросам. Поэтому со временем важное место в фикхе-науке заняли общие принципы фикха, которые представляли собой обобщение конкретных решений и помогали ориентироваться во множестве противоречивых выводов фикха для поиска наиболее приемлемого мнения.
Многие общие принципы фикха были включены в состав исламского права в ходе глубоких реформ, которые пережила правовая система Османской империи в 19 в. Эти реформы, в частности, включали крупную кодификацию норм фикха: в 1869–1876 гг. в империи вступила в силу т. н. Маджалла – гражданский и гражданский процессуальный кодекс, нормы которого были заимствованы преимущественно из ханафитского толка фикха. С этого времени источником исламского права наряду с доктриной является нормативный правовой акт (законодательство).
Фикх в 21 в.
В 21 в. фикх сохраняет свой статус исламской науки о правилах поведения людей и оценках любых явлений, которые имеют внешнее выражение. Одновременно фикх продолжает играть роль источника исламского права. В частности, выводы фикха-науки являются материальным (историческим) источником ряда современных нормативных правовых актов. Так, при принятии основанного на нормах фикха законодательства современное мусульманское государство обращается как к произведениям факихов прошлых веков, так и к выводам современного фикха-науки. Вместе с тем предписания фикха могут выступать субсидиарным источником права: в случае молчания закона в некоторых ситуациях судьям для вынесения решений необходимо обращаться к нормам фикха определённого толка. Кроме того, положения фикха в отдельных мусульманских странах продолжают играть роль юридического источника права, когда по определённым вопросам законодательство не принято, а суды выносят решения, прямо обращаясь к произведениям того или иного толка фикха-науки.
В современном мире фикх продолжает активно развиваться в мусульманских научных центрах и университетах. Особую роль играют международные центры фикха-науки, среди которых выделяются Международная академия фикха при Организации исламского сотрудничества, Академия исламского фикха при Лиге исламского мира, Европейский совет фетв и исследований. Авторитетные национальные институты фикха-науки действуют в отдельных странах. К ним следует отнести Управление фетв Египта, крупнейший мусульманский образовательный и исследовательский центр Аль-Азхар (Египет), Коллегию крупнейших алимов (мусульманских учёных) Саудовской Аравии, Ассамблею мусульманских юристов Америки.
В Российской Федерации духовные управления мусульман, действующие на уровне субъектов РФ или в качестве централизованных религиозных организаций, принимают фетвы по различным вопросам фикха. Совет улемов при Духовном управлении мусульман Российской Федерации регулярно публикует свои богословские заключения, которые представляют собой оценки и решения по различными вопросам с позиции фикха-науки.
В современных мусульманских странах публикуются своды выводов фикха-науки по разнообразной проблематике. Наиболее авторитетным среди них является Энциклопедия фикха в 45 томах, изданная Министерством вакфов и исламских дел Кувейта.