Шерифы (в исламе)
Шери́фы [араб. شريف; буквально – благородный (по противопоставлению с подлыми, подонками, глупцами); мн. ч. ашраф; в Магрибе – шурафа], в доисламской Аравии представители племенной или городской знати, вожди. После торжества ислама сначала – главы известных семей, в ходе арабских завоеваний составивших правящий слой, затем (под влиянием шиизма) – почётное звание потомков Мухаммеда по мужской и женской линиям. Реже применялось к Хашимитам в целом (например, потомкам двоюродных и троюродных братьев пророка). Наименование шериф сопровождалось обращением «Сын Посланника Божия» (Ибн Расул Аллах) и титулами «государь» (перс. – мир), «князь» (араб. – амир), «возлюбленный» (араб. – хабиб), «облачённый в зелёное» (перс. – сабзпош). Уважение к шерифам (вне зависимости от состоятельности) наравне с высокопоставленными сановниками обосновывалось Кораном и особенно Сунной; браки с ними считались почётными, а сами они – достойными снисхождения даже за прегрешения. Хотя права на долю в закяте они не имели, у шиитов-имамитов они, наряду с высшими улама, участвовали в разделе пятины (хумс). Благодаря аскетическому образу жизни наиболее уважаемые шерифы быстро превращались в «угодников» (аулийа), т. е. местных святых. В Халифате Аббасидов из шерифов того или иного города избирались старосты (накиб) – знатоки родословий, судившие об их подлинности и следившие за поведением шерифов, одновременно блюдя их интересы (в том числе матримониальные) и надзирая за принадлежащими им вакфами. С 9 в. они подчинялись верховному накибу (накиб ан-нукаба), выполнявшему также судебные функции. Из среды шерифов вышло несколько династий, наиболее известные из них – «великие» шерифы из рода Хашимитов, правившие Меккой и её округой в 960–1924 гг., и ряд родов, в том числе Саадиты и Филалиды, царствовавшие в Марокко.