#Актёры Российской империиАктёры Российской империиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегАктёры Российской империиАктёры Российской империиНайденo 37 статейАктёрыАктёры Германова Мария НиколаевнаГе́рманова Мари́я Никола́евна (1883, по другим данным, 1884 или 1885 – 1940), российская актриса, педагог, режиссёр, театральный деятель, мемуарист. С 1904 г. в Московском Художественном театре. С 1914 г. в кино. С 1920 г. в эмиграции.Литераторы Плавильщиков Пётр АлексеевичПлави́льщиков Пётр Алексе́евич (1760–1812), русский драматург, актёр. Разрабатывал новые жанры слёзной комедии и мещанской драмы («Граф Вальтрон, или Воинская справедливость», поставлена в 1800, опубликована в 1816; «Исправление, или Добрые родственники», поставлена в 1785, опубликована в 2002). В теоретических статьях («Театр», 1792; «Рассуждение о зрелищах Древней Греции», создана в 1811, опубликована в 1816) доказывал общественную значимость театра и требовал от него «естественности» и национального своеобразия.Актёры Куликова Варвара АлександровнаКулико́ва Варва́ра Алекса́ндровна (1824–1888), российская актриса. Из актёрской семьи Сабуровых. В 1838–1843 гг. артистка московских Императорских театров. С 1843 г. жена актёра и режиссёра Александринского театра, писателя Н. И. Куликова; жила в Санкт-Петербурге.Актёры Сабурова Екатерина АлександровнаСабу́рова Екатери́на Алекса́ндровна (1829–1905), российская актриса, певица (контральто). Из актёрской семьи Сабуровых. В 1846–1855 гг. артистка московских Императорских театров, с 1855 г. в Санкт-Петербурге, в труппе Александринского театра.Режиссёры Долинов Анатолий ИвановичДо́линов Анато́лий Ива́нович (настоящая фамилия Котляр) (1869–1945), российский актёр, режиссёр, педагог, антрепренёр. Родом из Одессы, специального образования не получил, брал уроки актёрского мастерства у В. Н. Андреева-Бурлака. С 1885 г. служил в частных антрепризах в Одессе, Кишинёве, Елисаветграде (ныне Кропивницкий, Украина). В 1889 г. познакомился с антрепренёром Н. Н. Соловцовым и актёром Александринского театра В. Н. Давыдовым. В 1889 г. играл в театре М. Абрамовой (Москва), в 1890 г. – в антрепризе М. М. Бородая (Харьков), в 1891–1897 гг. – в театре «Соловцов» (Киев).Режиссёры Массалитинов Николай ОсиповичМассали́тинов Никола́й О́сипович (1880–1961), российский и болгарский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог, народный артист Народной Республики Болгария (1948). В 1907–1919 гг. актёр Московского художественного театра. В 1913–1916 гг. руководил (совместно с Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным) частной школой драматического искусства («Школа трёх Николаев»). С 1925 г. жил и работал в Болгарии. В 1925 г. возглавил школу-студию при Народном театре в Софии (ныне Национальная академия театрального и киноискусства). В 1925–1944 гг. главный режиссёр, затем режиссёр (до 1958) софийского Народного театра.Режиссёры Марджанишвили Константин АлександровичМарджанишви́ли Константи́н Алекса́ндрович (1872–1933), грузинский режиссёр, народный артист Грузинской ССР (1931). На профессиональной сцене с 1893 г. Выступал в театрах Кутаиси и Тифлиса (ныне Тбилиси) в разноплановых ролях национального и мирового репертуара. С 1897 г. в русских театрах Елисаветграда (ныне Кропивницкий), Керчи, Баку, Тамбова, Ташкента и др. В 1904–1905 гг. режиссёр труппы К. Н. Незлобина в Риге. С 1909 г. главный режиссёр Театра Незлобина в Москве. С 1910 г. в Московском художественном театре. В 1913 г. в Москве основал Свободный театр, где ставил спектакли, объединяющие достижения разных искусств. После закрытия Свободного театра руководил театром в Ростове-на-Дону (1914–1915), театром «Буфф» в Петрограде (ныне Санкт-Петербург;1916–1917). В 1919 г. комиссар театров Киева, организатор мер по национализации театров. С 1922 г. в Грузии. До 1926 г. руководил тифлисским театром имени Ш. Руставели, в 1928 г. организовал в Кутаиси 2-й Государственный театр Грузии (с 1930 в Тифлисе, с 1933 носит имя Марджанишвили). Воспитал плеяду выдающихся актёров и режиссёров, составивших славу грузинской сцены: Верико Анджапаридзе, Т. И. Чавчавадзе, А. А. Васадзе, Ш. К. Гамбашидзе, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жоржолиани и др. Работал в кино. Оказал большое влияние на формирование грузинского кино, на творчество режиссёров Н. М. Шенгелая, М. Э. Чиаурели, впоследствии развивавших принципы режиссуры Марджанишвили. В последние годы жил и работал в Москве.Актёры Абелян Ованес АртемьевичАбеля́н Оване́с Арте́мьевич (1865–1936), армянский актёр, театральный деятель, народный артист Армянской ССР и Азербайджанской ССР, Герой Труда (все –1932). Сценическую деятельность начал в 1882 г. в Баку. С 1925 г. в 1-м Государственном театре Армении (с 1937 имени Г. Сундукяна), затем в Бакинском армянском театре. Среди ролей: Пэпо («Пэпо» Г. М. Сундукяна), Расплюев («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Отелло, Лир («Отелло», «Король Лир» У. Шекспира).Актёры Вальберхова Мария ИвановнаВа́льберхова Мари́я Ива́новна (Валберхова) (1788/1789–1867), российская актриса. Дочь И. И. Вальберха. Ученица А. А. Шаховского. В 1807 г. дебютировала на петербургской сцене как трагическая актриса (Антигона – «Эдип в Афинах» В. А. Озерова). Не обладая трагедийным дарованием, оставила сцену в 1811 г. В 1815 г. вновь выступила, но уже как комедийная актриса (графиня Лелева – «Урок кокеткам, или Липецкие воды» Шаховского, Агата – «Шалости влюблённых» Н. И. Хмельницкого). Одна из лучших ролей – Наташа в водевиле «Своя семья, или Замужняя невеста», написанном для неё А. С. Грибоедовым, Шаховским и Хмельницким. А. С. Пушкин считал Вальберхову превосходной комедийной актрисой (статья «Мои замечания об русском театре»). Для её бенефиса М. Ю. Лермонтов предназначал в 1835 г. первую редакцию «Маскарада», но из-за цензурных препятствий Вальберхова смогла сыграть только в 1852 г. отдельные сцены из этой драмы. В зрелые годы исполняла характерно-драматические роли. Её искусство высоко ценил В. Г. Белинский, отмечавший в своих рецензиях художественную правдивость её игры. Оставила сцену в 1855 г. Преподавала в Петербургском театральном училище.Актёры Яковлев Алексей СемёновичЯ́ковлев Алексе́й Семёнович (1773–1817), российский актёр. Выступал как предшественник романтических актёров-трагиков, раскрывал тему разлада между личностью и обществом. Отличался склонностью к динамичной эмоциональной игре, к драматической пантомиме. 1234