#Актёры Российской империиАктёры Российской империиИсследуйте Области знанийУ нас представлены тысячи статейТегАктёры Российской империиАктёры Российской империиНайденo 36 статейЛитераторыЛитераторы Плавильщиков Пётр АлексеевичПлави́льщиков Пётр Алексе́евич (1760–1812), русский драматург, актёр. Разрабатывал новые жанры слёзной комедии и мещанской драмы («Граф Вальтрон, или Воинская справедливость», поставлена в 1800, опубликована в 1816; «Исправление, или Добрые родственники», поставлена в 1785, опубликована в 2002). В теоретических статьях («Театр», 1792; «Рассуждение о зрелищах Древней Греции», создана в 1811, опубликована в 1816) доказывал общественную значимость театра и требовал от него «естественности» и национального своеобразия.Актёры Куликова Варвара АлександровнаКулико́ва Варва́ра Алекса́ндровна (1824–1888), российская актриса. Из актёрской семьи Сабуровых. В 1838–1843 гг. артистка московских Императорских театров. С 1843 г. жена актёра и режиссёра Александринского театра, писателя Н. И. Куликова; жила в Санкт-Петербурге.Актёры Сабурова Екатерина АлександровнаСабу́рова Екатери́на Алекса́ндровна (1829–1905), российская актриса, певица (контральто). Из актёрской семьи Сабуровых. В 1846–1855 гг. артистка московских Императорских театров, с 1855 г. в Санкт-Петербурге, в труппе Александринского театра.Режиссёры Долинов Анатолий ИвановичДо́линов Анато́лий Ива́нович (настоящая фамилия Котляр) (1869–1945), российский актёр, режиссёр, педагог, антрепренёр. Родом из Одессы, специального образования не получил, брал уроки актёрского мастерства у В. Н. Андреева-Бурлака. С 1885 г. служил в частных антрепризах в Одессе, Кишинёве, Елисаветграде (ныне Кропивницкий, Украина). В 1889 г. познакомился с антрепренёром Н. Н. Соловцовым и актёром Александринского театра В. Н. Давыдовым. В 1889 г. играл в театре М. Абрамовой (Москва), в 1890 г. – в антрепризе М. М. Бородая (Харьков), в 1891–1897 гг. – в театре «Соловцов» (Киев).Режиссёры Массалитинов Николай ОсиповичМассали́тинов Никола́й О́сипович (1880–1961), российский и болгарский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог, народный артист Народной Республики Болгария (1948). В 1907–1919 гг. актёр Московского художественного театра. В 1913–1916 гг. руководил (совместно с Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным) частной школой драматического искусства («Школа трёх Николаев»). С 1925 г. жил и работал в Болгарии. В 1925 г. возглавил школу-студию при Народном театре в Софии (ныне Национальная академия театрального и киноискусства). В 1925–1944 гг. главный режиссёр, затем режиссёр (до 1958) софийского Народного театра.Режиссёры Марджанишвили Константин АлександровичМарджанишви́ли Константи́н Алекса́ндрович (1872–1933), грузинский режиссёр, народный артист Грузинской ССР (1931). На профессиональной сцене с 1893 г. Выступал в театрах Кутаиси и Тифлиса (ныне Тбилиси) в разноплановых ролях национального и мирового репертуара. С 1897 г. в русских театрах Елисаветграда (ныне Кропивницкий), Керчи, Баку, Тамбова, Ташкента и др. В 1904–1905 гг. режиссёр труппы К. Н. Незлобина в Риге. С 1909 г. главный режиссёр Театра Незлобина в Москве. С 1910 г. в Московском художественном театре. В 1913 г. в Москве основал Свободный театр, где ставил спектакли, объединяющие достижения разных искусств. После закрытия Свободного театра руководил театром в Ростове-на-Дону (1914–1915), театром «Буфф» в Петрограде (ныне Санкт-Петербург;1916–1917). В 1919 г. комиссар театров Киева, организатор мер по национализации театров. С 1922 г. в Грузии. До 1926 г. руководил тифлисским театром имени Ш. Руставели, в 1928 г. организовал в Кутаиси 2-й Государственный театр Грузии (с 1930 в Тифлисе, с 1933 носит имя Марджанишвили). Воспитал плеяду выдающихся актёров и режиссёров, составивших славу грузинской сцены: Верико Анджапаридзе, Т. И. Чавчавадзе, А. А. Васадзе, Ш. К. Гамбашидзе, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жоржолиани и др. Работал в кино. Оказал большое влияние на формирование грузинского кино, на творчество режиссёров Н. М. Шенгелая, М. Э. Чиаурели, впоследствии развивавших принципы режиссуры Марджанишвили. В последние годы жил и работал в Москве.Актёры Абелян Ованес АртемьевичАбеля́н Оване́с Арте́мьевич (1865–1936), армянский актёр, театральный деятель, народный артист Армянской ССР и Азербайджанской ССР, Герой Труда (все –1932). Сценическую деятельность начал в 1882 г. в Баку. С 1925 г. в 1-м Государственном театре Армении (с 1937 имени Г. Сундукяна), затем в Бакинском армянском театре. Среди ролей: Пэпо («Пэпо» Г. М. Сундукяна), Расплюев («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Отелло, Лир («Отелло», «Король Лир» У. Шекспира).Актёры Вальберхова Мария ИвановнаВа́льберхова Мари́я Ива́новна (Валберхова) (1788/1789–1867), российская актриса. Дочь И. И. Вальберха. Ученица А. А. Шаховского. В 1807 г. дебютировала на петербургской сцене как трагическая актриса (Антигона – «Эдип в Афинах» В. А. Озерова). Не обладая трагедийным дарованием, оставила сцену в 1811 г. В 1815 г. вновь выступила, но уже как комедийная актриса (графиня Лелева – «Урок кокеткам, или Липецкие воды» Шаховского, Агата – «Шалости влюблённых» Н. И. Хмельницкого). Одна из лучших ролей – Наташа в водевиле «Своя семья, или Замужняя невеста», написанном для неё А. С. Грибоедовым, Шаховским и Хмельницким. А. С. Пушкин считал Вальберхову превосходной комедийной актрисой (статья «Мои замечания об русском театре»). Для её бенефиса М. Ю. Лермонтов предназначал в 1835 г. первую редакцию «Маскарада», но из-за цензурных препятствий Вальберхова смогла сыграть только в 1852 г. отдельные сцены из этой драмы. В зрелые годы исполняла характерно-драматические роли. Её искусство высоко ценил В. Г. Белинский, отмечавший в своих рецензиях художественную правдивость её игры. Оставила сцену в 1855 г. Преподавала в Петербургском театральном училище.Актёры Яковлев Алексей СемёновичЯ́ковлев Алексе́й Семёнович (1773–1817), российский актёр. Выступал как предшественник романтических актёров-трагиков, раскрывал тему разлада между личностью и обществом. Отличался склонностью к динамичной эмоциональной игре, к драматической пантомиме.Режиссёры Вахтангов Евгений БагратионовичВахта́нгов Евге́ний Багратио́нович (1883–1922), российский режиссёр, актёр, педагог. Один из крупнейших режиссёров, чьё творчество определило пути развития мировой режиссуры в 20 и 21 вв. С 1911 г. сотрудник Московского Художественного театра. Помощник К. С. Станиславского в разработке Системы Станиславского. С 1910-х гг. преподавал в московской «Мансуровской» студии (см. Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова). 1234