#Актёры Российской империи
Актёры Российской империи
Тег

Актёры Российской империи

Актёры Российской империи
Найденo 37 статей
Литераторы
Плавильщиков Пётр Алексеевич
Плави́льщиков Пётр Алексе́евич (1760–1812), русский драматург, актёр. Разрабатывал новые жанры слёзной комедии и мещанской драмы («Граф Вальтрон, или Воинская справедливость», поставлена в 1800, опубликована в 1816; «Исправление, или Добрые родственники», поставлена в 1785, опубликована в 2002). В теоретических статьях («Театр», 1792; «Рассуждение о зрелищах Древней Греции», создана в 1811, опубликована в 1816) доказывал общественную значимость театра и требовал от него «естественности» и национального своеобразия.
Пётр Борель. Портрет Петра Плавильщикова. Начало 19 в.
Режиссёры
Долинов Анатолий Иванович
До́линов Анато́лий Ива́нович (настоящая фамилия Котляр) (1869–1945), российский актёр, режиссёр, педагог, антрепренёр. Родом из Одессы, специального образования не получил, брал уроки актёрского мастерства у В. Н. Андреева-Бурлака. С 1885 г. служил в частных антрепризах в Одессе, Кишинёве, Елисаветграде (ныне Кропивницкий, Украина). В 1889 г. познакомился с антрепренёром Н. Н. Соловцовым и актёром Александринского театра В. Н. Давыдовым. В 1889 г. играл в театре М. Абрамовой (Москва), в 1890 г. – в антрепризе М. М. Бородая (Харьков), в 1891–1897 гг. – в театре «Соловцов» (Киев).
Анатолий Иванович Долинов
Режиссёры
Массалитинов Николай Осипович
Массали́тинов Никола́й О́сипович (1880–1961), российский и болгарский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог, народный артист Народной Республики Болгария (1948). В 1907–1919 гг. актёр Московского художественного театра. В 1913–1916 гг. руководил (совместно с Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным) частной школой драматического искусства («Школа трёх Николаев»). С 1925 г. жил и работал в Болгарии. В 1925 г. возглавил школу-студию при Народном театре в Софии (ныне Национальная академия театрального и киноискусства). В 1925–1944 гг. главный режиссёр, затем режиссёр (до 1958) софийского Народного театра.
Николай Массалитинов. 1900-е гг.
Режиссёры
Марджанишвили Константин Александрович
Марджанишви́ли Константи́н Алекса́ндрович (1872–1933), грузинский режиссёр, народный артист Грузинской ССР (1931). На профессиональной сцене с 1893 г. Выступал в театрах Кутаиси и Тифлиса (ныне Тбилиси) в разноплановых ролях национального и мирового репертуара. С 1897 г. в русских театрах Елисаветграда (ныне Кропивницкий), Керчи, Баку, Тамбова, Ташкента и др. В 1904–1905 гг. режиссёр труппы К. Н. Незлобина в Риге. С 1909 г. главный режиссёр Театра Незлобина в Москве. С 1910 г. в Московском художественном театре. В 1913 г. в Москве основал Свободный театр, где ставил спектакли, объединяющие достижения разных искусств. После закрытия Свободного театра руководил театром в Ростове-на-Дону (1914–1915), театром «Буфф» в Петрограде (ныне Санкт-Петербург;1916–1917). В 1919 г. комиссар театров Киева, организатор мер по национализации театров. С 1922 г. в Грузии. До 1926 г. руководил тифлисским театром имени Ш. Руставели, в 1928 г. организовал в Кутаиси 2-й Государственный театр Грузии (с 1930 в Тифлисе, с 1933 носит имя Марджанишвили). Воспитал плеяду выдающихся актёров и режиссёров, составивших славу грузинской сцены: Верико Анджапаридзе, Т. И. Чавчавадзе, А. А. Васадзе, Ш. К. Гамбашидзе, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жоржолиани и др. Работал в кино. Оказал большое влияние на формирование грузинского кино, на творчество режиссёров Н. М. Шенгелая, М. Э. Чиаурели, впоследствии развивавших принципы режиссуры Марджанишвили. В последние годы жил и работал в Москве.
Кетеван Магалашвили. Портрет Константина Марджанишвили. 1954
Актёры
Абелян Ованес Артемьевич
Абеля́н Оване́с Арте́мьевич (1865–1936), армянский актёр, театральный деятель, народный артист Армянской ССР и Азербайджанской ССР, Герой Труда (все –1932). Сценическую деятельность начал в 1882 г. в Баку. С 1925 г. в 1-м Государственном театре Армении (с 1937 имени Г. Сундукяна), затем в Бакинском армянском театре. Среди ролей: Пэпо («Пэпо» Г. М. Сундукяна), Расплюев («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Отелло, Лир («Отелло», «Король Лир» У. Шекспира).
Ованес Абелян. Ок. 1925
Актёры
Вальберхова Мария Ивановна
Ва́льберхова Мари́я Ива́новна (Валберхова) (1788/1789–1867), российская актриса. Дочь И. И. Вальберха. Ученица А. А. Шаховского. В 1807 г. дебютировала на петербургской сцене как трагическая актриса (Антигона – «Эдип в Афинах» В. А. Озерова). Не обладая трагедийным дарованием, оставила сцену в 1811 г. В 1815 г. вновь выступила, но уже как комедийная актриса (графиня Лелева – «Урок кокеткам, или Липецкие воды» Шаховского, Агата – «Шалости влюблённых» Н. И. Хмельницкого). Одна из лучших ролей – Наташа в водевиле «Своя семья, или Замужняя невеста», написанном для неё А. С. Грибоедовым, Шаховским и Хмельницким. А. С. Пушкин считал Вальберхову превосходной комедийной актрисой (статья «Мои замечания об русском театре»). Для её бенефиса М. Ю. Лермонтов предназначал в 1835 г. первую редакцию «Маскарада», но из-за цензурных препятствий Вальберхова смогла сыграть только в 1852 г. отдельные сцены из этой драмы. В зрелые годы исполняла характерно-драматические роли. Её искусство высоко ценил В. Г. Белинский, отмечавший в своих рецензиях художественную правдивость её игры. Оставила сцену в 1855 г. Преподавала в Петербургском театральном училище.
Театр
1
2
3
4