#Российские театральные режиссёры конца 19 в. – начала 20 в.
Российские театральные режиссёры конца 19 в. – начала 20 в.
Тег

Российские театральные режиссёры конца 19 в. – начала 20 в.

Российские театральные режиссёры конца 19 в. – начала 20 в.
Найденo 5 статей
Режиссёры
Марджанишвили Константин Александрович
Марджанишви́ли Константи́н Алекса́ндрович (1872–1933), грузинский режиссёр, народный артист Грузинской ССР (1931). На профессиональной сцене с 1893 г. Выступал в театрах Кутаиси и Тифлиса (ныне Тбилиси) в разноплановых ролях национального и мирового репертуара. С 1897 г. в русских театрах Елисаветграда (ныне Кропивницкий), Керчи, Баку, Тамбова, Ташкента и др. В 1904–1905 гг. режиссёр труппы К. Н. Незлобина в Риге. С 1909 г. главный режиссёр Театра Незлобина в Москве. С 1910 г. в Московском художественном театре. В 1913 г. в Москве основал Свободный театр, где ставил спектакли, объединяющие достижения разных искусств. После закрытия Свободного театра руководил театром в Ростове-на-Дону (1914–1915), театром «Буфф» в Петрограде (ныне Санкт-Петербург;1916–1917). В 1919 г. комиссар театров Киева, организатор мер по национализации театров. С 1922 г. в Грузии. До 1926 г. руководил тифлисским театром имени Ш. Руставели, в 1928 г. организовал в Кутаиси 2-й Государственный театр Грузии (с 1930 в Тифлисе, с 1933 носит имя Марджанишвили). Воспитал плеяду выдающихся актёров и режиссёров, составивших славу грузинской сцены: Верико Анджапаридзе, Т. И. Чавчавадзе, А. А. Васадзе, Ш. К. Гамбашидзе, Н. С. Гоциридзе, А. М. Жоржолиани и др. Работал в кино. Оказал большое влияние на формирование грузинского кино, на творчество режиссёров Н. М. Шенгелая, М. Э. Чиаурели, впоследствии развивавших принципы режиссуры Марджанишвили. В последние годы жил и работал в Москве.
Кетеван Магалашвили. Портрет Константина Марджанишвили. 1954
Театральные деятели
Сулержицкий Леопольд Антонович
Сулержи́цкий Леопо́льд Анто́нович (1872–1916), российский общественный и театральный деятель, режиссёр. Благодаря тесной дружбе с А. П. Чеховым и М. Горьким сблизился с МХТ и с середины 1900-х гг. стал режиссёром, помощником К. С. Станиславского. Ставил спектакли вместе со Станиславским, И. М. Москвиным, Е. Б. Вахтанговым. Инициатор создания в 1912 г. 1-й Студии МХТ, где раскрылся его организаторский и педагогический талант.
Леопольд Сулержицкий. 1910-е гг.
Режиссёры
Фореггер Николай Михайлович
Форе́ггер Ни­ко­ла́й Ми­ха́й­ло­вич (1892–1939), российский те­ат­раль­ный дея­тель и пуб­ли­цист. Публиковался в театральной периодике, выступал как театральный художник. В 1920 г. в Мо­ск­ве ор­га­ни­зо­вал Маст­фор (Мас­тер­ская Фо­рег­ге­ра, су­ще­ст­во­ва­ла до 1924), где ши­ро­ко ис­поль­зо­вал сти­ли­сти­ку пло­щад­но­го те­ат­ра, мю­зик-хол­ла, цир­ка; по­ста­вил «Тан­цы ма­шин» («Ме­ха­ни­че­ские тан­цы», 1922), ока­зав­шие зна­чительное влия­ние на тан­це­валь­ное и эс­т­рад­ное искусство, а так­же на ки­не­ма­то­граф. В 1929–1934 гг. в Харь­ков­ском те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та (до 1931 главный ре­жис­сёр и главный ба­лет­мей­стер). В 1938–1939 гг. главный ре­жис­сёр Куй­бы­шев­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та.
Театр
Актёры
Чехов Михаил Александрович
Че́хов Михаи́л Алекса́ндрович (1891–1955), российский актёр, режиссёр, педагог, заслуженный артист Республики (1924). С 1912 г. в 1-й студии Московского Художественного театра. В 1918 г. создал Чеховскую студию; руководил до 1921 г. В 1922 г. возглавил 1-ю студию МХТ, преобразованную в 1924 г. во МХАТ 2-й. В 1928 г. уехал в Германию. В Берлине работал у М. Рейнхардта. В 1935–1938 гг. возглавлял театральную студию в поместье меценатов Элмхерстов (Великобритания). Студия в 1938 г. переехала в США, в начале 1939 г. преобразована в Театр Чехова. Существовал до 1942 г. С 1942 г. преподавал актёрское мастерство в Голливуде. Снимался в кино.
Михаил Чехов. После 1928