Цвейг Стефан
Цвейг Сте́фан (Stefan Zweig) (28.11.1881, Вена – 23.2.1942, Петрополис, Бразилия), австрийский писатель, эссеист, драматург, переводчик.
Родился в состоятельной еврейской семье. Отец – Мориц Цвейг (1845–1926), текстильный промышленник. Мать – Ида Бреттауэр (1854–1938), из семьи банкиров. Дебютировал как поэт в 1897 г. В 1900–1904 гг. изучал философию, германистику и романистику в Венском университете, по окончании которого получил докторскую степень. В 1901 г. опубликовал поэтический сборник «Серебряные струны» («Silberne Saiten»), которому обязан началом дружеской переписки с Р. М. Рильке, продолжавшейся до конца жизни последнего; выступил как переводчик лирики Ш. Бодлера, П. Верлена, Э. Верхарна.
В 1904–1914 гг. путешествовал по Европе, Индии, Индокитаю, Америке. Успех Цвейгу принесли сборник новелл «Первые переживания. Четыре истории из страны детства» («Erstes Erlebnis. Vier Geschichten aus dem Kinderland», 1911) и в особенности изданная отдельно новелла «Жгучая тайна» («Brennendes Geheimnis», 1913). В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. Цвейг, подобно многим деятелям культуры, выступил в печати с патриотически-воинственными призывами, в т. ч. с открытым письмом «Моим друзьям на чужбине» («An meine Freunde im Fremdland», 1914), записался добровольцем и служил в пропагандистском Управлении военной прессы в Вене, однако в 1917 г. под предлогом чтения лекций выехал в Швейцарию. Под влиянием Р. Роллана, которого считал «совестью Европы», перешёл на пацифистские позиции, стал писать антимилитаристские статьи, опубликовал антивоенную драму «Иеремия» («Jeremias», 1917).
В 1919 г. вернулся в Австрию, поселился в Зальцбурге. В сборниках «новелл одной страсти» – «Амок» («Amok», 1922, русский перевод 1923) и «Смятение чувств» («Verwirrung der Gefühle», 1927, русский перевод 1927), а также в сборнике исторических новелл – «Звёздные часы человечества» («Sternstunden der Menschheit», 1927; расширенное издание – 1943) Цвейг обратился к психологическому анализу неудержимого стремления или чувства, доминирующего в его персонажах и определяющего их судьбы, победы и (чаще) поражения. Стремление к глубинному проникновению в душу героев, изображение критических состояний их личной жизни, особенно в сфере чувственности, обнаруживает влияние З. Фрейда. Большую популярность приобрели объединённые в 1935 г. в цикл «Строители мира» («Baumeister der Welt») художественно-биографические книги-эссе, отмеченные умением воспроизвести атмосферу эпохи, дать яркое изображение жизненных и творческих поисков, создать запоминающиеся интеллектуально-психологические портреты изображаемых личностей. Это «Три мастера: Бальзак, Диккенс, Достоевский» («Drei Meister: Balzac, Dickens, Dostojewski», 1920), «Борьба с безумием: Гёльдерлин, Клейст, Ницше» («Der Kampf mit dem Dämon: Hölderlin, Kleist, Nietzsche», 1925), «Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой» («Drei Dichter ihres Lebens: Casanova, Stendhal, Tolstoi», 1928). В 1928 г. Цвейг побывал в СССР по приглашению на торжествах в честь 100-летия Л. Н. Толстого. Познакомился с М. Горьким, написавшим предисловие к советскому собранию сочинений Цвейга (выходило в 1928–1932). По возвращении опубликовал серию заметок «Путешествие в Россию» («Reise nach Russland», 1928).
Романизированная биография «Жозеф Фуше. Портрет политического деятеля» («Joseph Fouché. Bildnis eines politischen Menschen», 1929) открыла серию книг Цвейга, проникнутых неприятием современного состояния мира. Книга «Мария Антуанетта. Портрет ординарного характера» («Marie Antoinette. Bildnis eines mittleren Charakters», 1932) – о жизни и трагической смерти французской королевы – «посредственной» личности, раздавленной жерновами политической игры.
Приход нацистов к власти в Германии в 1933 г. поначалу не вызвал у Цвейга открытого протеста. Во время событий Гражданской войны в Австрии, в феврале 1934 г., полиция по доносу провела обыск в доме писателя, что побудило его уехать из страны и обосноваться в Лондоне. В 1934 г. вышла в свет книга «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» («Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam»), которую он называл «замаскированной автобиографией». Триумф Эразма Роттердамского для Цвейга – в его независимости, позиции «над схваткой», трагедия – в нежизнеспособности его гуманистических идеалов. В 1940 г. Цвейг получил британское гражданство, но вскоре снова эмигрировал, поселившись в 1941 г. в Петрополисе, неподалеку от Рио-де-Жанейро. Здесь созданы антифашистская «Шахматная новелла» («Schachnovelle», 1941) и книга «Вчерашний мир. Воспоминания европейца» («Die Welt von Gestern. Erinnerungen eines Europäers», 1941, опубликована в 1942), ностальгически изображающая европейский (и австрийский) мир начала 20 века. Среди других сочинений: пьесы «Терсит» («Tersites», 1907), «Дом у моря» («Das Haus am Meer», 1912), роман «Нетерпение сердца» («Ungeduld des Herzens», 1939).
Автор книги о Э. Верхарне (1910). Очерки и рецензии опубликованы в сборнике «Встречи с людьми, книгами, городами» («Begegnungen mit Menschen, Büchern und Städten», 1937).
Острое переживание экспансии фашизма привело Цвейга к депрессии и самоубийству. Писатель и его жена покончили с собой, приняв смертельную дозу снотворного. В прощальном письме Цвейга сказано: «Мои <...> силы истощены годами скитаний вдали от родины. К тому же я думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью – личная свобода». В Петрополисе, где Цвейг провёл последние месяцы жизни, создан музей.
Многие произведения Цвейга экранизированы.