Татуировка
Татуиро́вка (франц. tatouer – татуировать, от таитянск. tatau), распространённый вид соматических модификаций, заключающийся в создании изображений на человеческом теле путём введения под кожу красящих пигментов естественного или искусственного происхождения.
Термин «татуировка» имеет полинезийское происхождение, иногда его связывают с сочетанием слов «та» – картина и «ату» – дух, иногда с именем бога Тики (DeMello. 2007). В Европу данный термин попал в конце 18 в. в результате экспедиций европейских исследователей в Полинезию (Дж. Кук и др.).
Для нанесения татуировок в традиционных обществах применялись специальные орудия, изготовленные из кости, шипов растений или камня. Так описывалось нанесение татуировок в Боснии конца 19 в.: «Местное его название "криж набоцати" (т. е. набросить крест). Сначала приготовляют краску из кармина или индиго, иногда примешивается порошок каменного угля или порох. Операция производится таким образом: на груди, руке или ноге натягивают кожу, накалывают её булавкой по определённому узору и затем втирают в наколотое место краску и обвязывают его на некоторое время платком. Операцию проводят большею частью опытные в этом деле старухи (веще жене)» (Сумцов. 1889). Первые специальные автоматические машинки для нанесения татуировок появились в США в конце 19 в.
Наиболее древняя находка сохранившегося человеческого тела с нанесёнными татуировками («Отци», или «ледяной человек», обнаруженный в 1991 в Тироле) относится к эпохе халколита и датируется примерно 5300 г. до н. э. (Complete mapping of the tattoos ... 2015). Отдельные исследователи считают, что данная татуировка имела терапевтическую функцию и являлась одним из вариантов акупунктуры (Piombino-Mascali. 2020). Зафиксированы татуировки и в Древнем Египте додинастического периода (Natural mummies ... 2018), также считающиеся одними из древнейших.
Древнейшие образцы специальных инструментов для нанесения татуировок, обнаруженные в США, датируются 3,5–1,6 тыс. лет до н. э. (Deter-Wolf. 2021). Однако учитывая простоту технологии, можно предположить, что традиция татуировок могла появиться значительно раньше. Большую известность получили татуировки на коже погребённых в Пазырыкских курганах, датированные 5–4 вв. до н. э. (Полосьмак. 2000). Это сложные многофигурные композиции с зооморфными сюжетами.
Татуировка широко распространена на всех континентах, как в государствах современных, так и в традиционных догосударственных обществах. Наиболее известны в мире традиционная татуировка маори (та-моко) и японская татуировка (хоримоно). Маорийская татуировка та-моко впервые была описана Дж. Куком в отчёте о путешествии 1768–1771 гг. Как правило, татуировка покрывает всё лицо маори [у мужчины всё лицо (ранги парухи), а у женщины – губы и часть подбородка под ними (моко кауаэ)], а также нижнюю часть тела от пояса до колен. Татуировка сообщала информацию о статусе (например, жрецы тохунга не имели татуировок на лице, за исключением небольших изображений под правым глазом, а изображения знати, рангатира, включали спирали на скулах и щеках). Та-моко наносили специальными инструментами уху, напоминавшими небольшие зубила, которые не протыкали кожу, а царапали её. Этой особенностью маорийская татуировка отличается от аналогичных изображений других народов Полинезии (папутики – у маркизцев, пеа – у самоанцев, тату – у большинства других народов), которые выполнялись путём прокалывания кожи.
Татуировка бытовала и среди народов России: у чукчей (Богораз. 1939), ханты и манси (Соколова. 2009), народов Дагестана (Волкова. 1981; Исмаилов. 2008), айнов Дальнего Востока (Крашенинников. 1949).
По своим функциям татуировка аналогична большинству соматических модификаций и служит социально-этническим маркером, украшением, оберегом, элементом социальных ритуалов. Отдельные исследователи (Дубягина. 2003) разносят эти функции по хронологии: изначально татуировка служила этническим маркером, для выделения представителей своей социокультурной группы, позднее татуировку стали наделять «магической силой, значением личной мощи и значимости», а в современном мире татуировка лишилась большей части своей сакральной семантики и приобрела декоративно-эстетические функции. Однако этнографические материалы показывают, что данные функции чаще всего встречаются комплексно и дополняют друг друга.
В массовом сознании татуировка часто ассоциируется с маргинальными группами или субкультурами, в первую очередь с криминальной. Данный стереотип сформировался в конце 19 – начале 20 в., когда началось массовое знакомство европейцев с другими культурами и возник интерес к этому феномену. «...У матросов и даже у солдат, но особенно в среде преступников... иногда делаются фигурные надрезы на коже. Не остатки ли это татуировки, сохраненные атавизмом... той татуировки, которая... была распространена у наших невежественных предков?» (Тард. 1907. C. 50–51). В настоящее время такой подход не может считаться актуальным, по статистике 2016 г. (Safety of tattoos ... 2016) 12 % жителей Евросоюза и 24 % жителей США имеют хотя бы одну татуировку, при этом у женщин они встречаются чаще, чем у мужчин. Сегодня татуировки распространены даже в престижных сообществах, например среди учёных (Zimmer. 2011). Наиболее часто татуировка встречается в относительно замкнутых гомогенных коллективах (армейские подразделения, спортивные команды), поскольку именно там она функционально востребована для подчёркивания индивидуальной или коллективной идентичности.
Татуировка является одним из элементов, присущих и традиционным, и современным культурам. Именно так она была представлена в выставочном проекте «Тату» Музея на набережной Бранли (2014; экспонировался в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 2020). Этот проект представляет собой музейное осмысление феномена татуировки от традиционной телесной практики до неотъемлемой части современной визуальной культуры. Причём работам современных тату-мастеров было уделено особое внимание, а традиционные татуировки Океании и Японии были представлены именно как художественные объекты.